Новые проекты в авиации - ТВД на водороде, Золотой Чиж и 5-тонный беспилотник
travelfoxes — 14.11.2024Про зарубежный авиапром много негатива говорил, есть такое. Но это сейчас мир бороздят большие магистральные самолёты с двумя турбовентиляторными двигателями, производимые на заводах Airbus и Боинг. Это будет не всегда, это текущий момент. И пятьдесят лет назад так не было. И через пятьдесят так не будет. Тем более, что новых проектов нет ни у Боинга, ни у Эрбаса, а мир стремительно меняется, и новые производители выйдут на рынок со своими изделиями.
Компания Electra провела официальную презентацию проекта девятиместного EL9 Ultra Short с уникальной системой увеличения подъёмной силы за счёт технологии крыла с обдувом, благодаря которой, он способен взлетать с площадки длиной всего 46 метров. Демонстратор технологии EL-2 Goldfinch (Золотой Чиж) уже подтвердил возможность посадки на скорости 46 км/ч. Гибридно-электрическая силовая установка обеспечит дальность полёта 610 км с девятью пассажирами, багажом и двумя пилотами. Первый полёт запланирован на 2027 год, сертификация — на 2029-й. У компании уже есть 2.100 предварительных заказов. Производство планируется развернуть на новом заводе с выпуском до 400 машин в год. NASA также заинтересовалось технологией Electra для создания 200-местного лайнера, способного конкурировать с традиционными узкофюзеляжными самолётами к середине века.
Описание очень красивое и полное, оставил, авторы – Авиасалон МАКС. Вот вполне интересный вариант – гибридная силовая установка, неплохая дальность, множество заказов, а в будущем замах на 200-местный сегмент, где сейчас доминирует дуополия. Причём, вполне вероятно, что гибридная технология позволит и увеличить скорость, и повысить экономичность. На мой взгляд, в гибридах не совсем будущее, но они получат своё развитие. Во всяком случае в региональном сегменте. Да и 46 метров грунтовой полосы организовать проще, чем держать по километру в каждой деревне. Но и эксплуатация будет дешевле вертолёта.
Возможно, Байкалы и Освеи стоило бы тоже рассмотреть по такой схеме. Как вариант – воткнуть на Освее куда-нибудь ВК-2500, а уже от него запитывать электродвигатели. По крайней мере, ВК-2500 есть. Но, повторюсь, решение радикальное. Может быть и ТА-12 бы подошла. Немного доработать только.
А вот уже известный всем ATR отказался от идеи захвата сегмента короткого взлёта со своим ATR-42-600s, мотивируя тем, что полосы уже везде построили, а за пять лет собрали всего 21 заказ. Хотя злые языки подсказывают, что провал связан с техническими сложностями: программа столкнулась с серьёзными проблемами, потребовавшими полной переработки конструкции.
У ATR в связи с отказом от 600s нет больше новых идей, поэтому они планируют сосредоточиться на своих ATR-42/72, а вообще наиболее им интересен североамериканский рынок. Да, с их системами деайсинга, как мы помним Ютэйр, в Канаде им самое место. Вот только за 2023 год они поставили всего 36 самолётов, да и те в основном в Азию. В этом году цифры будут примерно те же. Вполне вероятно, что и их место займут. Хотя De Havilland Canada им освободили рынок, они одни на нём, но вот не продают – не поставляют. Никому турбопропы не интересны, да и вообще малыши. Всё, что меньше 100 мест, не интересно. Но тоже тренд.
В Чжухае просто бум на грузовые беспилотники. Видимо, как я и прогнозировал, в ближайшем будущем будет бум на грузовые перевозки дронами на специальные площадки с небольшими ВПП (до километра). И да, хоть мне и указали, что для беспилотников самолётного типа нет инфраструктуры, но это не самый сложный момент. Она появится. Возможно, на каких-то переходных этапах оператор будет сажать по камере. Но коптерами по 5 тонн на тысячи километров не натаскаешься.
Отдельно хочу отметить W5000, который получил такое название из-за полезной нагрузки в 5000 килограммов, которую он может поднимать в воздух. По заявлению разработчика его максимальный взлётный вес составляет более 10 тонн, он может преодолеть 2600 километров с крейсерской скоростью до 526 км/ч. То есть, тащит как Ан-26, но дальше и быстрее. Тип двигателя не указан, но вполне подходит AEP-100.
Компания рекламирует свой самолет как «решение» для нужд текущего грузового сектора, отмечая, что беспилотная природа W5000 снижает потребность в рабочей силе. По данным Air White Whale, один пилот может контролировать до пяти беспилотных самолетов одновременно. Компания подала документы на сертификацию в китайские регулирующие органы и рассчитывает поставить свой первый самолет во второй половине 2026 года.
Новая разработка и у Праттов, которые своими ноу-хау уже поставили раком полмира. Но ладно, турбовинтовые движки у них лучшие. Благодаря им и ATR, и Dash-8 используются по всему миру. Да и V2500 не так уж сильно уступал CFM56, даже поэкономичнее совсем немного получался.
Так вот, P&W начинает испытания водородного турбовинтового двигателя в рамках канадской государственной программы исследований HyADES. Для тестов выбран новейший PW127XT, отличающийся повышенной на 3% топливной эффективностью, увеличенным на 40% ресурсом и сниженными на 20% затратами на обслуживание. Первый этап включает тестирование топливных форсунок и камер сгорания. В дальнейшем планируются полноценные наземные испытания двигателя. Партнёром проекта выступает Next Hydrogen Solutions, которая обеспечит производство водорода с помощью высокоэффективных электролизёров.
Вопрос, как мы знаем, не столько в двигателях, хотя и в них тоже, сколько в шлангах и баках. Но P&W производители двигателей, поэтому его они смогут презентовать успешно. Вопрос только, куда его ставить. Поэтому, кто-то более консервативный ищет прогресс в водороде, а кто-то из небольших стартапов пробует гибриды и беспилотники. Кто будет прав, покажет время.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZzZgNCWaZDXrKkpq
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: