Новгород никогда не был Русью

Да, Великий Новгород и земли его никогда не были ни собственно Русью, как Киев, Чернигов и Переяслав, ни прямой колонией Руси, как Ростов, Суздаль, Муром и Рязань. У сего средневекового государства сложилась особая историческая судьба, обусловленная в первую очередь его географическим положением.
Уже в самом начале Повести Временных Лет сообщается, что Новгород должен был платить двойную дань, Руси и варягам (шведам):
Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
Как видим, Новгород фактически откупался от тех и других, во всём остальном оставаясь независимой демократической (олигархической) республикой.
При ознакомлении с летописью у многих возникает вопрос, как же так получилось, что дань возложена на победителей (в войске Олега перечисляются варяги, чудь, словене, кривичи и меря). Ну участие мери в походе это скорей всего приписка московских переписчиков времён Ивана III, хотя в принципе могло быть и так, а всё остальное закономерно: на варягов и чудь дань не накладывалась.
Немногим дальше в летописи сообщается, что княживший в Новгороде Ярослав отсылал своему отцу Владимиру в Киев уже две тысячи гривен, что свидетельствует о росте Новгорода как города и как государства. Правда в последние годы жизни Владимира Новгород перестал платить дань Киеву, но об этом как-нибудь в другой раз.
Пусть никого не смущает присутствие русского князя в Новгороде, реальной власти он в нём не имел никогда, а лишь выполнял роль такого себе «свадебного генерала», ну может чуть большую, примыкая к той или иной партии, хотя полную независимость Новгородская Республика приобрела после смерти Ярослава.
По официальной версии новгородским князем был и Святослав Игоревич, но это не так, по сведениям Константина Багрянородного малолетний Святослав «сидел» в Немогарде, а это совсем не Новгород, он располагался в устье реки Немиги (центр современного Минска). Первым новгородским князем стал Владимир Святославович, да и то благодаря проискам «славянской партии», возглавляемой вуем (дядей по матери) Владимира Добрыней, занимавшего в то время пост новгородского посадника.
Новгородцы никогда не называли ни страну свою Русью, ни себя русью (в единственном числе русин). Напротив, ПВЛ сообщает, что в походе Ярослава на Киев (после смерти Владимира) новгородское войско состояло из варягов и словен, а со стороны Киева навстречу им выдвинулась рать из руси и печенегов.
Да и древненовгородский язык отнюдь не диалект древнерусского:
Древненовгородский диалект и наддиалектный древнерусский язык генетически восходят к единому источнику, вероятнее всего, не на правосточнославянском, а на праславянском уровне. Включение древненовгородского диалекта в восточнославянскую языковую общность стало результатом позднейших процессов сближения с остальным древнерусским языковым ареалом. Ряд славистов объясняют особенности древненовгородского диалекта его особой архаичностью или древнейшими контактами с пралехитскими, прасерболужицкими и отчасти праюжнославянскими диалектами. Архаичная новгородская топонимия и лексикостатистические данные по древненовгородскому диалекту обнаруживают большую выделенность древненовгородско-западнославянских схождений
|
</> |