Немного спорю с Фридрихом Энгельсом
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Короче, вкратце, в общих чертах и по памяти и без цитат (кто хочет проверит):
По Энгельсу наши предки жили на деревьях, потому что только на деревьях можно было быть в безопасности от дикого зверья палеолита. Но поскольку жизнь и труд под деревьями сулил гораздо больше возможностей, а вести жизнь под деревьями актуальной для предков тогда патриархально-полигамной семьёй было рискованно, то в ход вошёл т.н. групповой брак.
Первоначально по групповому браку все трахал*сь со всеми, отказать никто никому, кто вносил свою трудовую лепту на благо общины, не мог. Это был полный Содом: старики драли внучек, матери - сыновей, сёстры - братьев и далее (уже тут, по мне, возникает некоторое противоречие, т.к., как ни крути, а мужчине отказаться должно было быть легче, по понятным функциональным причинам, чем женщине, но по Энгельсу такая схема особо никого не напрягала). Дети были общие и все о них заботились.
Чтобы повысить выживаемость деток на какой-то период перешли на матриархат (как я ни вчитывался, как ни пытался понять, но потуги Энгельса доказать, что женщины тогда обладали равной мужской свободой неубедительны. Главный его аргумент - это цитата какого-то там миссионера на букву "А". Меня не убедило, женщина всегда слабее мужчины, а тем более ведь свежа в памяти патриархально-гаремная стая и вообще).
В определённый момент наши предки стали понимать все минусы кровосмешения - по выживаемости, болезненности потомства - и начали постепенно от Содома отходить: сперва от тра*а по прямой ветке, потом по боковым и далее.
По мере развития производительных сил, улучшения условий жизни, раздела имуществ и для того, чтобы передавать имущество своему потомству, всё большее развитие получал моногамный брак. Это ещё не была та моногамная семья в современном понимании. По-прежнему устраивались групповые оргии, оставался обычай траха*ия невест всем племенем перед свадьбой, впоследствии трансформировавшийся в право первой ночи вождей. Плюс молодых женили родители в своих родительских интересах.
Так оно и шло до известного Энгельсу буржуазного общества, где свободный выбор оставался по-прежнему ограничен, потому что имущество, наследование и, как следствие разврат, измены, рогатые супруги.
Понятно, что после уничтожения капиталистического производства возникнет подлинная свобода и на этом можно было бы закончить, но звучит такой неуместный на мой взгляд тезис Моргана:
- "Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница"
(какой-то лично я тут намёк на групповой безотказный брак усмотрел, чтобы совсем уж зарядить революционный актив, не иначе, - может неверно понял).
Ещё раз оговорюсь, что труды Энгельса одни из лучших по истории. Предельно высоко оцениваю «Крестьянская война в Германии», «Немецкая идеология»...., но, ... но всем не угодишь, скажу так, т.е. всё правильно, но как-то немножечко неглубоко. Т.е. по части того, чтобы обеспечить полную свободу - это, естественно, правильно, но в книжке имеет место некоторая проектность этой свободы.
|
</> |