Не к смерти, а к жизни
olga_srb — 28.02.2024 Это было одно из тех мимолетных впечатлений, которое длится несколько секунд, а потом долго терзает душу, царапая ее своими острыми, холодными прикосновениями. И ты не можешь дать им точное наименование, пытаешься сфокусировать внимание на чем-то приятном, но все равно постоянно возвращаешься к гадкому эпизоду.Начну издалека, а точнее – с обочины обсуждаемой темы.
Несмотря на то, что я не отношусь к поклонникам жанра детектива, отдельные экранизации вызывают во мне интерес. Речь идет о фильмах и сериалах британского производства, начиная с приключений Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и отца Брауна, и завершая германским «Инспектором Дерриком». Между ними находится множество других кинематографических произведений, в которых показана насильственная смерть и расследование тяжких преступлений.
Так вот, увлеченно наблюдая за развитием сюжетной линии, я всегда обращаю внимание на детали, которые напрямую с ней не связаны: стиль общения героев, интерьеры, пейзажи, манеры, музыкальный фон.
И всегда обращаю внимание на то, как сыщики реагируют на чужую смерть.
Несмотря на то, что она, фактически, является предметом их труда, то есть относится к производственной рутине, большинство киноперсонажей в момент прибытия на место преступления выражают уважение к жертве.
Кто-то снимает шляпу, кто-то выражает сочувствие взглядом и молчанием, кто-то – короткой репликой, позволяющей оценить глубину переживаний.
Да, спустя несколько секунд они включаются в работу, и внимание зрителя привлекается не к эмоциям, а к действиям, но эти первые секунды позволяют уловить то благородство и порядочность, которые олицетворяют главные герои.
Я не питаю иллюзий и осознаю, что кинокадр и жизнь – не одно и то же, но и в реальной жизни я многократно наблюдала уважительное отношение к жертвам несчастных случаев и преступлений.
Сколько мы с коллегами работали на опознаниях, столько испытывали щемящее сердце сопереживание, и я убеждена, что оно является абсолютно уместным и нормальным, даже если ты никогда не был знаком с умершим.
Мы тоже включались в работу и погружались в процесс, будучи всецело поглощенными помощью живым, а не мертвым, но я отчетливо помню первое мгновение, когда я приближалась к останкам. Всегда, во всех случаях я осознавала, что передо мной – человек.
Даже если от его тела остались фрагменты, он – человек. Не рука и нога, не голова и часть торса, а че-ло-век!
Человек, имеющий историю, прошлое, близких, мечты, знания, поступки и все, что составляет эту сущность.
И я всегда испытывала уважение к жизни, которую он прожил и которая внезапно оборвалась. К той жизни, которая была дарована ему Богом, и которую он хранил в своем уязвимом теле на протяжении двадцати, тридцати, сорока и более лет.
Вчера, по дороге с работы, я шла через один обычный двор, где встретила двух собеседников: женщину средних лет и дворника.
Дворник стоял, опершись на лопату, а женщина держала в руках хозяйственную сумку.
Когда я поравнялась с ними, до меня долетела маленькая часть их обывательской беседы.
- А квартиру они кому сдали? – весело полюбопытствовала женщина.
- А они ее сдали? – удивился дворник.
- Ну да, Алка-то умерла в декабре.
- Да? А Сашка?
- А Сашка еще летом умер.
- И Сашка?
- Да, и Алка, и Сашка…
Их интонации выражали полное безразличие и полную беззаботность – так, будто они обсуждали два осенних листа, упавшие с дерева…
Продолжения я не слышала, потому что просто шла мимо, но пренебрежительное упоминание имен усопших произвело на меня тягостное впечатление.
Я не знаю, какими были Алла и Саша, но неужели их жизни не заслуживают того, чтобы их носителей не обзывали «Алкой» и «Сашкой»?
Я не говорю о церемониале или демонстративном выражении соболезнований, но разве, кроме этого, существует только «алка-сашка»?
Допускаю, что местный дворник и его собеседница не испытывают уважения или симпатии к своим бывшим, ныне покойным, соседям, но куда исчезло нормальное для любого человека уважение к жизни как таковой?
Не к смерти, а к жизни, которая в ста процентах случаев завершается смертью…
|
</> |