рейтинг блогов

Поездом по Турксибу. Часть 1.

топ 100 блогов ru_railway16.06.2025 А много ли современных россиян проехало по Турксибу? Так чтобы от Барнаула до самой Луговой и даже дальше, до станции Арысь - на поезде разумеется.
При Союзе ездили конечно, но думаю что и тогда этот маршрут был слишком уж экзотическим для среднего жителя Москвы, Ленинграда или например Воронежа.
Больно уж далеко на юго-восточной окраине Союза проходила эта линия - гордость и детище Первой советской пятилетки. Хотя жители западно-сибирского региона конечно ездили и сейчас даже ездят, из Новосибирска в Алма-Ату например. И прямые поезда в наши дни сохранились.

1. Проектировать линию от Алтая до Туркестана, чтобы соединиться с Ташкентской дорогой от Оренбурга, начали еще при Российской империи. Над этим в Средней Азии работала целая группа русских инженеров. Их наработки остались. При Российской империи успели к 1917 году построить начальный участок этой дороги. От станции Алтайская, с мостом черезь Обь, далее через Барнаул на Семипалатинск. Это уже был неплохой задел надо сказать.
Решение продолжить строительство было принято совсем еще молодой Советской Россией в 1926 году - это стало первой советской крупной железнодорожной стройкой. Полторы тысячи километров рельсового пути предстояло проложить через бескрайние степи, местами через горы и раскалённые пески. Были в проекте этой дороги и крупные жд мосты, через реку Иртыш в Семипалатинске, а также через реку Или чуть севернее Семиречья. Строили в 1927-30 годах. Летом 1930 года дорога была запущена. Туркестан получил жд сообщение с Сибирью и это дало крупный экономический эффект для многих удаленных регионов нашей тогдашней страны - СССР.

В последующие годы Турксиб успешно эксплуатировался, но в послевоенные годы появилась дорога на юг Средней Азии через центр КазССР, которая оттянула на себя часть грузопотока. В 90-е годы Турксиб чуть было совсем не захирел из-за падения перевозок. Пишут, что в наше время, после вступления Казахстана в Таможенный союз ЕАЭС, перевозки значительно выросли и мы это действительно видели из окна поезда. Впрочем магистраль и в наши дни остается однопутной с разъездами и тепловозной до самой Алма-Аты.
Поездом по Турксибу. Часть 1. cart005.jpg

2. Станция Барнаул. Выдача тепловоза ТЭП70БС (депо Барнаул) поезду Новосибирск - Алматы.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_18-32-35.jpg


3. А это на час раньше. Видео.
Прибытие поезда Новосибирск - Алма-Ата. Барнаул. Под ЭП1, который тянул его от Черепаново. Не видел ещё пассажирские вагоны Казахстанских железных дорог. Вагоны российского производства, судя по их виду. Первые несколько вагонов были от поезда Новосибирск - Риддер (Лениногорск). Их потом отцепят.



Подписывайтесь на мой канал в Рутубе. В ютубе я забросил.

4. Все новое и незнакомое - впервые не то что еду, вижу казахстанский поезд.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_16-30-54 (2).jpg

5. Железные дороги Казахстана (Казакстан Темиiр Жолы) отмечают свое 120-летие.
Отсчет времени ведется от постройки в Российской Империи в 1905 году Оренбургско-Ташкентской дороги.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_18-32-36.jpg

6. Типа аналог нашего ФПК.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_18-32-38.jpg

7. На первых пяти вагонах.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_16-30-54.jpg

8. Выдали белье. Есть также пододеяльник вместо простыни.
Сразу же столкнулся с казахским двуязычием. Проводник обратил на нас двоих особое внимание - необычные пассажиры, русские да еще из самого Питера.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_17-06-25.jpg

9.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_18-32-33 (2).jpg

10.  В целом чисто, вагон новый. Есть предположение, что сборка вагонов осуществляется в Петропавловске из российских комплектов.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_01-03-03.jpg

11.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-10_18-32-33.jpg

12. Станции на исторической Алтайской железной дороге, которую дотянули через Барнаул до Семипалатинска ещё в 1915 году.
Позже эта дорога стала частью Турксиба.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_01-03-01.jpg

13. Станция Топчиха.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-26 (3).jpg

14.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-26 (2).jpg

15. Станция Шипуново. Вокзал 1916 года постройки.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-26.jpg

16.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-27 (2).jpg

17.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-27.jpg

18. Расписание несколько удивило - неплохая транспортная связность Сибири с Центральной Азией.
А еще связность Рубцовска, который довольно удален, со столицей Алтайского края.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-28.jpg

19. Станция Рубцовск, где очень красивый вокзал. Скоро граница.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_02-21-29.jpg

20. Алтайское приграничье. Южная Сибирь.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-50.jpg

11 мая. Раннее утро. Прохождение пограничного контроля на станциях Локоть, что с нашей стороны и на станции Аул, что со стороны Казахстана. Это на Турксибе, примерно в 150-170 километрах севернее Семипалатинска.
Все было очень долго, полтора часа стояния на нашей стороне и два часа без десяти минут на казахской. Казахский погранконтроль был быстрый и простой, даже без досмотра сумок и это несмотря на более долгую стоянку.

А вот наш пограничный контроль, по крайней мере для меня, простым не оказался. Во первых возникли вопросы - зачем из самого Питера ехать в Алма-Ату таким долгим и странным маршрутом? Мы действительно бросались в глаза - по Турксибу только русские сибиряки ездят, не из европейской части России. Во вторых я фактически ещё раз прошёл фильтрацию, правда без досмотра телефона - что поделать, место рождения у меня специфическое. В итоге пожелали счастливой дороги и возвращения домой без неприятных приключений.

21. На фото казахская пограничная станция Аул.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-51.jpg

22. Вокзал типового проекта.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-52 (3).jpg

23.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-52 (2).jpg

24. Заброшенный советский магазин. Как-то сразу бросилось в глаза. Дыхнуло 80-ми годами прошлого столетия.
В России такое почти уже не встретить даже в самой глуши.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-52.jpg

25.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-53 (2).jpg

26. Что-то вроде казахстанской погранчасти при станции.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-25_17-21-53.jpg

Небольшое пояснение по пограничной станции Локоть на Турксибе, южнее Рубцовска, где проходит наш российский погранконтроль. Только сейчас все выяснил, в том числе и то, каким образом на этой станции, которая стоит на нашей территории, люди обходят межгостариф. От Локтя можно купить далее в РК билет по внутриказахскому ценнику. Потому, что сама станция Локоть принадлежит КТЖ, а граница с нашей Западно-Сибирской дорогой проходит по ее северной горловине.
Почему могут спросить? Потому что от нее (станции) идет старая линия на Усть-Каменогорск, который в Казахстане. При этом на казахской выходит станции, идет наш российский погранконтроль.
И таких мест на нашей общей границе немало. Россия и Казахстан после 1991 года, в целом ряде мест шли на взаимные уступки, чтобы не резать по живому жд сообщение.
А теперь давайте вспомним пример Украины, которая никогда нигде не уступала (кроме района Чертково) и рубила сообщение с Россией, еще до 14 года. Например участок Унеча - Хутор-Михайловский - Ворожба. Участок Миллерово - Луганск.

Я то то думаю, чего это еще в Барнауле при посадке все казахские проводники с удивлением на нас смотрели. "Эти двое странных и залетных из Питера, едут по ПРЯМОМУ билету до Алматы". "Точно билет прямо до Алматы? Точно, не ошибаетесь?"

27. Утро 11 мая. Семипалатинск.
Ну вот и первое знакомство. Тепловоз ТЭП33А. Сталкиваюсь впервые.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_05-49-17.jpg

28.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_05-49-18.jpg

29.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_05-49-19.jpg

30. Было время даже выскочить в город. Везде принимали к расчету российские рубли, правда со слегка коммерческим курсом. Российские карты МИР не работают - проверил сразу же.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-04.jpg

31. И вид на здание вокзала со стороны города.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-05.jpg

32. Тотальное двуязычие сразу же бросилось в глаза.
Я заметно волновался - впервые в этом государстве, впервые в Центральной Азии, вообще впервые в жизни за пределами трех славянских республик бывшего СССР.
Это конечно событие не рядовое для меня.

Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-06 (2).jpg

33. Привокзальная площадь.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-06.jpg

34. Новый - неведомый для меня азиатский мир.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-07 (2).jpg

35. Вместо Ленина какой-то казахский всадник на постаменте.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-07.jpg

36. А это для сравнения, как выглядело здание вокзала 45 лет назад.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_06-15-08.jpg

37. Проход через Иртыш, сразу за вокзалом Семипалатинска. Вышло видео плохо, но масштаб реки хорошо виден.




В данном случае видео снимал Сергей Сигачев. Он снимал с западной стороны, я с восточной. У него лучше получилось, да и виды оказались поинтереснее. Мое видео с восточной на телефон, вообще плохо вышло. Насколько же тут в верхнем течении, Иртыш выглядит как уже центральноазиатская степная река.  В кадре все время допотопная телеграфная линия на деревянных столбах - у нас такое не сохранилось. У жд моста через крупную реку, практически отсутствует мощный охраняемый периметр.






38. По поезду прошли менялы и у меня появилась казахская наличность. Меняли в соотношении 6 к 1. В реальности рубль был чуть выше, но не очень существенно.
 На купюрах есть надписи на русском языке
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_10-59-59.jpg

39. Выпросили у проводника казахские подстаканники. Обычно в казахских поездах их не выдают и чая в продаже нет. Но для нас сделали исключение и даже дали бесплатно чай.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_20250511_115410.jpg

40. У нас бы так не разрешили. Сидели бы по вагонам как миленькие - не положено. Станция Шар (Чарск).
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_09-26-14.jpg

41.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_09-26-15.jpg

42. Торговля в тени. Продают также и местное баночное пиво. Торговля будет вообще теперь на всех больших остановках.
Тут ее не гоняют.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_09-26-17.jpg

43.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_20250511_075543.jpg

44.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5834.JPG

45. В окне начались уже чисто азиатские пейзажи. 800-й километр Турксиба. Километраж как и при Союзе идет от Новосибирска.
Много пасущихся лошадей. На востоке все время сопровождают на некотором отдалении какие-то горы. Там за ними граница с Китаем, которую Российская империя установила ещё в XIX веке. И с тех пор там ничего не менялось.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5837.JPG

46.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5840.JPG

47. Карта указывает, что это горы Тарбагатай - часть хребта Саур, который тянется из Китая (Синцзян-Уйгурский край).
Какая невероятная азиатская глушь для человека из Европейской России.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5841.JPG

48. Кладбище.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5844.JPG

49.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5845.JPG

50.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5848.JPG

51.
Поездом по Турксибу. Часть 1. IMG_5853.JPG

52.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_11-00-03.jpg

53.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_11-00-02.jpg

54. Теперь у нас есть только такая карта 45-летней давности.
Карты Казахстана в России, к например атласам автомобильных дорог, не печатают.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_12-16-34 (2).jpg

55. КАзССР - крупнейшая по территории после РСФСР союзная республика Союза. По населению на сегодняшний день - 20 миллионов, что немного. 35 лет назад было 17 миллионов. Массовую убыль русских в 90-е казахи заместили своей рождаемостью и миграцией.
Поездом по Турксибу. Часть 1. photo_2025-05-11_12-16-43 (2).jpg


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кипр, находящийся на перекрестке средиземноморских путей, испытывал влияние и западных и восточных цивилизаций, сохранив до наших дней причудливую мозаику объектов античной, католической, православной и исламской культур. Мой рассказ - это впечатления путешественника, который ...
Мне кажется, или здесь целуются два гамадрила? Хищный птиц? А из скалы кто-то подозрительный подглядывает! Все фото подсмотрены у in_es здесь , за что автору большое спасибо. Загляните, вдруг вам ещё и другие образы ...
Ровно 666 комментов в посте про жратву. Едва тут выскочило Число Зверя, пришло письмо от киевской газеты, которая проводит среди россиян опрос (цитирую): «Готовы Вы ли отказаться от зарубежных продуктов (условно - итальянских спагетти и пармезана, норвежского лосося и т.д.), чтобы дать от ...
Террористы-чеченцы в Славянске, Краматорске и Мариуполе - боевики из батальона "Восток" Рамзана Кадырова. Об этом заявил на своей странице в Twitter главный редактор местного сайта ОстроВ Сергей Гармаш."Оперативная инфа. Оказывается, чеченцы, которые сидят в Славянске, Краматорске и засвет ...
Кстати, если вы знаете о своих знакомых, которые ездили на Донбасс, то сообщите на всякий случай. Мало ли как оно повернется. — Грани.Ру (@GraniTweet) 16 января 2017 г. Господа, делитесь своим опытом в отзывах! ...