Не халява, а пустячок, но приятно
olga_srb — 24.06.2023 Примерно за полгода до 55-летия мои ровесницы, уже отпраздновавшие аналогичный юбилей, взялись вдохновлять меня рассказами о своих бесплатных поездках на общественном транспорте. Заразившись их восторгами, я начала мечтать о том, как буду кататься на трамвае. Появление трамвая в моих мечтах носит не случайный характер: поездки на этом виде транспорта напоминают мне путешествия поездом, а их я очень люблю.Положительные эмоции, которые ровесницы испытывали в связи с получением социальной льготы, являют собой феномен, достойный отдельного рассмотрения, и поскольку теперь мне тоже вручены «ключи от города» (во всяком случае, так написано на конверте, в котором лежала пластиковая карта), я знаю о нем не понаслышке.
Вот уже несколько дней я даром езжу на трамваях, ощущая свой новый статус.
Сажусь у панорамного окна и ощущаю.
Дело в том, что при поверхностном взгляде упомянутый выше феномен кажется легко объяснимым. Стоит объяснить его скупостью и стремлением к паразитизму, который ошибочно приписывается отдельным социальным категориям и нациям, как может показаться, что причинно-следственные связи установлены.
Увы, не все так прямолинейно и просто.
И, кстати, по поводу того, что тяга к «халяве» характерна для отдельных народов, я скажу сразу: нет. Мое «нет» означает следующее: указанная тенденция коррелирует лишь с одной «национальностью», которая называется обыватель.
При возможности существенно сэкономить или получить желаемое бесплатно немец, француз, британец, еврей и русский проявляют равную степень заинтересованности.
Желание жить за чужой счет, в том числе за счет государства, присуще обывателям всех стран. Если бы это было иначе, не существовало бы разветвленной сети социальных институтов.
Чтобы не перегружать пост, ограничусь упоминанием всем известного габровского юмора. Если вы никогда не слышали анекдоты, в которых на все лады обыгрывается скупость жителей одного из болгарских городков, то советую познакомиться с ними. Правда, сами габровцы считают свою скупость предприимчивостью, но многочисленные рассказы о ней свидетельствуют не только об их способности к самоиронии, но и подтверждают гипотезу, изложенную выше.
Итак, вернемся к приятным эмоциям, которые испытывают пассажиры с льготным проездом.
Во-первых, я предлагаю сразу разделить патологический паразитизм и естественное желание человека получить то, что ему причитается по заслугам.
В случае с социальными льготами, которые предоставляются предпенсионерам вместо пенсии, на которую они вполне обоснованно рассчитывали, речи о патологическом паразитизме быть не может.
Во-вторых, среди моих знакомых не только нет тех, для кого оплата проезда в общественном транспорте представляет серьезную статью расходов, но и почти нет тех, кто пользуется им на постоянной основе.
Большинство моих коллег и приятельниц предпочитают личный автомобиль, пешие прогулки или такси.
Почему же все они рады получить право бесплатного проезда?
Почему получение этой льготы не проходит для них незамеченным, а попадает в категорию «пустячок, а приятно»?
И является ли доступ к бесплатному проезду «халявой»?
Если мы с вами одинаково понимаем суть «халявы» как легкой добычи, получаемой человеком без усилий, то для того, чтобы определить, относится ли к таковой социальная льгота, следует вспомнить историю жизни получателя льготы. Например, моей.
В течение 33-х лет непрерывной трудовой деятельности я исправно платила налоги, в результате чего передала государству гигантскую сумму, на которую (дерзну предположить) можно приобрести целый трамвай.
Ну, или, с учетом роста цен, половину трамвая вскладчину с подружкой, которая отработала 35 лет. Мы с ней могли бы ездить на нашем трамвае по очереди.
Заслужила (= оплатила) ли я свой ныне бесплатный проезд? Думаю, да.
И именно чувство справедливого вознаграждения теперь приносит мне радость.
Уверена, что у всех моих ровесников срабатывает аналогичный механизм – удовольствие от получения заслуженного.
Одна моя уважаемая читательница в комментариях упомянула свою льготу, причитающуюся ей как многодетной матери – бесплатную парковку. Уверена, что она радуется ей не только потому, что парковка – актуальная тема для любого москвича, но и потому, что такую привилегию она получает по заслугам, а не «на халяву».
Итак, резюмирую.
Мне кажется, что материальная выгода, стоящая за возможностью не тратить деньги на проезд, стоит на третьем месте.
На втором – элементарное удобство, заключающееся в освобождении от заботы своевременно пополнять транспортную карту, чтобы не оказаться у турникета или валидатора с нулевым балансом.
На первом же месте стоит приятное чувство справедливого вознаграждения.
Вы согласны?
Что, в первую очередь, является источником радости для тех, кто получает право бесплатного проезда в связи с достижением определенного возраста?
|
</> |