Нас почти уважили за бугром
demkristo — 21.01.2014 — Транспорт Влиятельный интернет-портал AirlineRatings.com поставил нашей российской авиакомпании наивысший бал по безопасности - семь звезд из семи.Но в целом продукт «Аэрофлота» почему-то оценил на 4,5 звезды из семи. Непонятно, что не устроило.
Наверное, забугорщики позавидовали красоте русских стюардесс или им причудился медведь в салоне самолета и ящик водки с балалайкой в пилотной кабине. Или просто "западло" было русиш швайн давать высокую оценку.
Иногда, кажется, что рейтинги для авиакомпаний составляются слишком прямолинейно – вот например, учитывая, что компаниям United Airlines и American Airlines в 2001 году «не повезло» оказаться владельцами двух лайнеров, захваченных террористами и врезавшихся в башни-близнецы, они в большинстве рейтингов так всегда и будут плестись в хвосте.
А еще наверняка имеет место лоббистская рука. Ни «Аэрофлот» с семью звездами за безопасность и самолетами с креативной раскраской, ни другие российские авиакомпании в топ-10 рейтинга AirlineRatings.com не вошли.
На первом месте оказалась мне неизвестная австралийская компания Qantas. Честно говоря, меня разбирает легкая патриотическая досада – это же как с рейтингами ВУЗов, когда наш МГУ вечно ставят куда-то вниз.
Семь звездочек за безопасность, как и «Аэрофлот», так же получили 137 авиакомпаний из 448-ми проанализированных. В том числе – «дочки» Аэрофлота «Донавиа», OrenAir, «Россия». А вот шестерками за безопасность отметили признанных мировых лидеров Air France и EL AL.
Если не считать «Аэрофлот», то, судя по рейтингу, в России все плохо. Из общего списка 269 погибших во всех авиакатастрофах 2013 года 50 пришлись на нашу страну – на трагедию в казанском аэропорту. При этом 2013 год признан самым безопасным в мировой истории полетов с 1945-го. Но только не в России. «Аэрофлот» в этом рейтинге из года в год подкрепляет имидж крепкого европейского середняка, занимая места не ниже 40-го. Что уже неплохо.
Что жаловаться, если уже много лет Turkish Airlines «ночует» в подвале другого рейтинга, JACDEC, хотя по вине пилотов у них катастроф не случалось. А все из-за того, что в 1974 году самолет этой авиакомпании DC-10 рухнул из-за заводского брака, в результате которого погибло рекордное количество пассажиров – 346 человек.
Наши «Трансаэро» и «Аэрофлот» тоже занимают в JACDEC традиционно не самые высокие позиции. Снова обидно за державу. И не только из чувства патриотизма, но из чистого любопытства хотелось бы разобраться, какие рейтинги все же претендуют на реальное отображение картины по безопасности.
Друг из авиации нашептал, что, несмотря на авторитетность того же портала AirlineRatings.com, который рассчитывает рейтинги по достаточно объективной шкале оценок, учитывающей критерии официальных инстанций (особое внимание – наличию сертификата эксплуатационной безопасности IOSA), есть в их расчетах и слабые стороны. За скобками рейтинга остаются происшествия, которые теоритически могли привести к катастрофам с человеческими жертвами. По логике «чуть-чуть не считается».
Так, у лидера топа AirlineRatings.com, компании Qantas, такие инциденты были и не учитывать их просто нечестно, мне кажется. Такими же недостатками отличаются и другие «частные» рейтинги безопасности – JACDEC, ATRA. Пару лет назад швейцарское агентство ATRA умудрилось включить в Top-10 самых надежных компанию Air France, у которой в 2009 году разбился над Атлантикой Airbus A330. 228 человек погибли. Вот вам и рейтинг.
Профессионалы же, прежде всего как мой друг уделяют внимание данным официальных организаций.
Особое предпочтение отдается европейскому коэффициенту безопасности SAFA, который рассчитывается по итогам рамповых проверок воздушных судов в аэропортах Евросоюза. Вполне прогнозируемо самый высокий в России коэффициент SAFA у «Аэрофлота», «Сибири», UTAir.
Они находится на уровне лучших мировых авиакомпаний. А вот другим нашим перевозчикам поддерживать коэффициент на нужном уровне удается с трудом. Их полеты в Европу на грани запрета. Эти компании с самолетами 20-летней давности, прошедшими огонь, воду и Уганду, и создают, собственно, негативное отношение к российской авиации.
При этом SAFA наиболее объективны в этом плане, учитывая не «везение» (упал/погибли), а именно техническое состояние авиапарка, квалификацию пилотов, качество оборудования вплоть до столиков и общей дисциплины экипажа.
Но в принципе, все эти рейтинги для озабоченных безопасностью европейцев, а у нас народ в рейтинги не заглядывает. У нас покупают самый дешевый билет и «авось пронесет».