Музыка "Двенадцати стульев"
maiorova — 12.02.2018 Сим полукреслом мастер Гамбс... то есть что я цитирую? Сим постом я начинаю подборку хитов двадцатых годов нашего? прошлого? двадцатого, в общем века, которые Ильф и Петров нашли возможным включить в свою книгу "Двенадцать стульев". Забавно, что, как в сценическом или кинематографическом представлении, каждый главный герой, а их, напомню, трое, имеет собственную музыкальную характеристику. Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же предводитель команчей, он же Киса, ещё не знает, что он Киса и предводитель команчей, но по нём уже звонит колокол -- точнее, уже играет дамский оркестр:В голове Ипполита Матвеевича творилось черт знает что. Звучали цыганские хоры, грудастые дамские оркестры беспрерывно исполняли "танго-амапа", представлялись ему московская зима и черный длинный рысак, презрительно хрюкающий на пешеходов. Многое представлялось Ипполиту Матвеевичу: и оранжевые упоительно дорогие кальсоны, и лакейская преданность, и возможная поездка в Канны.
Следующий персонаж, отец Фёдор Востриков, священнослужитель, решивший использовать в своих интересах тайну исповеди, появляется, как и подобает священнику, с молитвой на устах:
Матушка Катерина Александровна накрывала к ужину. Отец Фёдор в свободные от всенощной дни любил ужинать рано. Но сейчас, сняв шляпу и теплую, на ватине, рясу, батюшка быстро проскочил в спальню, к удивлению матушки, заперся там и глухим голосом стал напевать "Достойно есть".
К сожалению, не удалось установить, на какую именно мелодию поёт слова молитвы отец Фёдор. Может быть, Бортнянского, может быть, даже Чайковского, а скорее всего -- просто на глас пятый. Я же ещё не всё перезабыла, "Достойно есть" поётся на глас пятый? Тем не менее представьте себе: пустой полутёмный дом, изумлённая попадья слушает глухой голос мужа, напевающего за стеной молитву...
А теперь появляется Остап Ибрагимович Бендер: без фанфар и литавр, но всё равно с музыкой:
В город молодой человек вошёл в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию. "О баядерка, ти-ри-рим, ти-ри-ра!" -- запел он, подходя к привозному рынку.
Ария принца Раджами и другие мелодии "Баядеры" Кальмана ещё не раз всплывут в повествовании. Очевидно, модная была оперетта.
Ныне ария исполняется в другом переводе: не "О баядера, перед твоей красотой..." (к слову, у Маяковского в пьесе "Баня" Мезальянсова поёт эту фразу), а "О баядера, о прекрасный цветок". Я пошла по пути наименьшего сопротивления, и Георг Отс исполняет арию по-эстонски.
А теперь перейдём к дому престарелых, устроенному в бывшем особняке Воробьянинова в Старгороде:
В первой же комнате, светлой и просторной, сидели в кружок десятка полтора седеньких старушек в платьях из наидешевейшего туальденора мышиного цвета. Напряженно вытянув шеи и глядя на стоявшего в центре цветущего мужчину, старухи пели:
Слышен звон бубенцов издалёка.
Это тройки знакомый разбег...
А вдали простирался широ-о-ко
Белым саваном искристый снег!..
Конечно, некрасиво заставлять пожилых женщин петь про саваны. Хотя романс Бакалейникова хороший, да и совсем не такой старинный, как многие думают. Автор текста, Александр Кусиков (Кусикьянц) -- друг Есенина, активный поэт-имажинист, участник Первой мировой и гражданской, был комиссаром, зампредом Союза поэтов. Под арестом ЧК тоже был, кстати, вместе с Есениным. На момент публикации "12 стульев" он уже с помощью Луначарского эмигрировал в Париж, где и умер в 1977 году. Эмигрантские круги его ненавидели, считали чекистом и чуть не в лицо его так называли. После 1930 году Кусиков перестал писать стихи...
Инспектор, заглядывая по дороге в чуланчики, неохотно проследовал к огнетушителю. Красный жестяной конус, хотя и являлся единственным в доме предметом, имеющим отношение к пожарной охране, вызвал в инспекторе особое раздражение.
-- На толкучке покупали?
И, не дождавшись ответа как громом пораженного Александра Яковлевича, снял "Эклер" со ржавого гвоздя, без предупреждения разбил капсулю и быстро повернул конус кверху. Но вместо ожидаемой пенной струи конус выбросил из себя тонкое шипение, напоминавшее старинную мелодию "Коль славен наш господь в Сионе".
Если честно, не представляю себе, каким образом огнетушитель может высвистать такую обманчиво простую мелодию. Я сама-то её не спою, что ж я, хуже огнетушителя?
Старушки серыми утицами поплыли в свои комнаты. Труба, подпрыгивая от собственной мощи, продолжала бушевать в пустой комнате:
-- ...А теперь прослушайте новгородские частушки...
Далеко-далеко, в самом центре земли, кто-то тронул балалаечные струны, и чернозёмный Баттистини запел:
На стене клопы сидели
И на солнце щурились,
Фининспектора узрели -
Сразу окочурились...
Конечно, такую пакость я даже искать не стала. Прослушайте, пожалуйста, настоящие новгородские частушки в исполнении группы "Минус трели".
|
</> |