Музей «Теремок» в Талашкино
architectstyle — 23.01.2023Главная достопримечательность в усадьбе Талашкино - знаменитый сказочный домик «Теремок». Это двухэтажное бревенчатое сооружение все видят сразу при входе на территорию музейного комплекса.
Напомню, что усадьба Талашкино до революции принадлежала семье Тенишевых. Здесь на рубеже 19-20 вв. меценатка, коллекционер и художница Мария Клавдиевна Тенишева создала своеобразный культырный и художественный центр, получивший даже европейскую известность. Всю свою деятельность княгиня Тенишева направляла на «возрождение русского духа, русской культуры», увлекалась живописью, музыкой, эмальерным делом, коллекционировала и изучала древнерусское искусство, старалась сохранять и развивать народные промыслы, приглашая к себе в гости многих выдающихся деятелей русской культуры. В Талашкино работали художники И.Репин, М.Врубель, композитор И.Стравинский, здесь бывали С.Дягилев, И.Левитан, К.Коровин и Ф.Шаляпин. По культурному и художественному значению Талашкино сопоставимо с подмосковным Абрамцево, это был один из центров формирования «неорусского» стиля
«Теремок» представляет собой подлинный шедевр русского малого деревянного зодчества. Его спроектировал художник и архитектор Сергей Малютин (автор знаменитого Дома Перцовой около Храма Христа Спасителя в Москве и создатель матрешки), который по приглашению М.К.Тенишевой возглавлял художественные мастерские в Талашкино. Он учил особо талантливых детей резьбе по дереву, да и сам вырезал массу прекраснейших вещей - столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани и пр. Некоторые из них сегодня можно увидеть внутри «Теремка» в музейной экспозиции.
Это главный фасад "Теремка" - на первый взгляд он "странный" и какой-то "неправильный" (т.к.ассиметричный). Но если приглядеться, то увидите.. дерево - его ствол кирпичный (тонкая перегородка посередине первого этажа), а расширяющаяся крона деревянная (в виде окон и узоров вокруг них). Это древний славянский символ - Мировое Древо, основа жизни и установленного в природе порядка
Это резное и расписное сооружение в неорусском стиле (т.н. «русском модерне») было построено в 1901 году. Состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Положенный в основу решения экстерьера и интерьера принцип ассиметрии придаёт сооружению динамику. Целостное восприятие «Теремка» возможно только при его круговом осмотре, так как каждая его грань неповторима. Сергей Малютин проектировал его как гостевой домик на территории усадьбы, а также как библиотеку. Сегодня Теремок используется как музей. Он украшен узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов, древнейших славянских представлений об устройстве мира - благодаря такому своему необычному, сказочному виду он и получил название «Теремок»
На главном фасаде располагается богато украшенное разноцветное окошко.
В центре любимый сюжет С.Малютина - Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки-единороги, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн, и прочих завитушек. Русская сказка, воплощенная в дереве.
Но Теремок интересен не только одним этим окном – тут все окна, двери, карнизы, наличники искусно выпилены, ажурно вырезаны. Яркая раскраска, народные мотивы на фасадах создают образ праздничный, фантастический и дают представление о «русском стиле» как о стиле сказочном, создающем атмосатмосферу волшебного терема.
На боковом фасаде есть ещё одно окошко в таком же стиле
Месяц и Звёзды, а под ними плывет Лебедь по ребристым волнам, и всё это в окружении резных узоров
Теремок можно разглядывать долго и со смаком, каждый фасад, с разных сторон – здесь столько поражающих воображение деталей и украшений, и каждая деталь единственна и неповторима. Работая над образом «Теремка», Сергей Малютин досконально изучил русский фольклор и символику старинных изображений.
А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб в виде кронштейнов!
На нижней части дома есть ещё одна интересная деталь, она маленькая, но расположена на самом видном месте – не пропустите один из символов России)
Вокруг Теремка раньше была деревянная ограда с 4-мя резными декоративными воротами - одни из них восстановлены и стоят около входа в музей
И здесь же, рядом со входом в Теремок в 2008 году, на 150-летнюю годовщину со дня рождения, была установлена скульптура хозяйки усадьбы Марии Клавдиевны Тенишевой (1858—1928). В музее внутри есть несколько её прижизненных фотографий и портретов (покажу их ниже) – она реально любила платья с таким акцентом на декор зоны декольте и плечей)
Как я уже упоминала, в Теремке сегодня расположен музей. Осмотр экспозиции обычно все начинают со 2-го этажа, который полностью сохранил свою планировку и отделку. Он состоит из нескольких срубов, как бы перетекающих один в другой. Помещения окружают красочную изразцовую печь – главное украшение центральной горницы.
Кстати, искусству изготовления изразцов тоже обучали в талашкинских мастерских.
В музейной экспозиции 2-го этажа представлены красивейшие изделия талашкинских мастерских и творения тех, кто принес Талашкино славу – мебель, посуду и утварь, изготовленную по эскизам С.В.Малютина и М.К.Тенишевой, акварели М.А.Врубеля, керамику Н.К.Рериха.
Рядом с изразцовой печью стоит буфет для столовой, изготовленный в 1900-е года в талашкинских мастерских по эскизу Сергея Малютина. Это искусная резьба по дереву с использованием инкрустации кости (тонкие белые пластинки в отделке панелей маленьких ящиков)
Характер талашкинской деревянной резьбы складывался из авторских декоративных приёмов. Источником сюжетов всегда было русское народное искусство.
Столовый гарнитур, изготовленный в талашкинских мастерских в 1900-е года тоже по эскизам Сергея Малютина.
Ещё примеры деревянной резьбы в Талашкино
Деревянный наличник конца 18 века. В Талашкино он попал из смоленского музея «Русская старина» (тоже устроенного княгиней Тенишевой, об этом в конце поста еще расскажу) в «учебных» целях
Над окном висит «Голова львицы» из поливной глины работы Михаила Врубеля
Княгиня Тенишева обожала.. балалайки, и жемчужиной Талашкино был устроенный ею балалаечный оркестр. Он набирался из местных крестьян, которые
А ещё княгиня увлекалась эмалью — отраслью ювелирного дела, которое заглохло в 18 веке. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном ею были разработаны и получены более 200 (!) тонов непрозрачной эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. В Италии — на родине искусства эмали — она была избрана почетным членом Римского археологического общества. За год до революции 1917г. княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему «Эмаль и инкрустация». В Теремке над дверью есть уникальный эмалевый портал «Святой Георгий», сделанный лично руками М.К.Тенишевой.
Кстати, навык работы с эмалью очень пригодился княгине Тенишевой после революции, когда она эмигрировала в Париж – там она зарабатывала себе на жизнь уже собственным трудом, создавая ювелирные украшения с инкрустацией эмалью. «Работоспособность её была изумительная: до своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей, эмальировала она превосходно и любила эту работу больше всего», — вспоминала её подруга. Мне кажется, достойный пример для подражания
На 1-м этаже музея можно увидеть разные дореволюционные фотографии, часть тенишевского архива.
Много снимков Талашкино конца 19 века, в основном крестьянского быта – хозяйственные постройки, купание коров в пруду, работа на лугу, на свиноферме, маслодельном заводе итд.
Фотографии изделий из дерева, создававшихся здесь в Талашкинских мастерских по эскизам Малютина, Бекетова и Тенишевой. В оригинале все эти столы, стулья, диваны, комоды, ларцы, сундуки до наших дней не сохранились – остались только на фотографиях
А эти вещи были созданы в Талашкинских мастерских в 1900-1903гг. по эскизам самой хозяйки усадьбы М.К.Тенишевой – колыбель (слева) и буфет (справа, в соавторстве с С.Малютиным). Ни колыбель, ни буфет, опять же, в оригинале не сохранились, поэтому любуемся ими только на фотографии
Среди экспонатов есть и несколько фотографий самой Марии Клавдиевны Тенишевой (слева она помоложе, времен учебы в гимназии в Санкт-Петербурге). Между фотографиями княгини, для антуража – снимки городов того времени, где неоднократно бывала Мария Клавдиевна: Исаакиевский собор в Петербурге и Гранд Опера в Париже в конце 19в.
А этой фотографией, наверное, вдохновлялся автор скульптуры княгини (которая установлена в около входа в Теремок) - всё те же пышные рукава платья)
А это тоже М.К.Тенишева – уже в образе Валькирии работы М.Врубеля
Вообще художники почитали за честь рисовать Марию Клавдиевну, сохранилось много её портретов работы В.Серова, И.Репина, К.Коровина итд. Мне вот этот нравится – это один из семи её портретов, нарисованных Ильей Репиным. Кстати, сама княгиня этот портрет очень не любила (из-за высокой цены, цвета фона и из-за того, что портрет долго писался). Но, как говорится, большое видится на расстоянии, и сегодня эта работа считается одной из самых ценных в собрании Смоленского художественного музея. В руках у Марии Клавдиевны ноты (романсы Чайковского) – это была идея И.Репина, как напоминание о певческих талантах княгини. Ну что сказать. Красивая женщина с талантами и пробивным характером это всегда сногсшибательное сочетание))
После революции 1917г. всё в Талашкино, как нетрудно догадаться, было разорено подчистую. Многое из талашкинских мастерских пропало, многое было просто уничтожено. Этот сказочный домик заселили обычными жильцами почти сразу после революции. За годы существования коммуналки в Теремке пострадали изразцы на печах, внутри появились стены-перегородки, испортилась система отопления, снаружи пострадали многие декоративные элементы. И только в 1946 году Игорь Эммануилович Грабарь добился создания во Талашкино историко-художественного заповедника (тот случай, когда лучше поздно, чем никогда). В 1959 году происходила первая реставрация Теремка, но даже в тот момент здание еще частично оставалось жилым. В реставрации 1959 года принимал участие выпускник талашкинской школы Тенишевой, резчик, художник Владимир Захарович Яковлев. Он был среди тех, кто создал декоративные элементы в 1901 году, когда Теремок только возводился. Так что сегодня перед нами всё тот же сказочный Терем, каким он и задумывался его авторами. В данный момент проходит ещё одна реставрация этого замечательного здания – обещают, что весной 2023 года Теремок станет ещё краше)
Рассказ о музее «Теремок» будет неполным без упоминания тесно связанного с ним смоленского музея «Русская старина» - с той же самой русской народной идеей, и тоже созданного при поддержке М.К.Тенишевой. Архитектор здания музея «Русская старина» всё тот же художник Сергей Малютин, только оно было построено чуть позже «Теремка», в 1903г.
«Мир русской старины» было любовью и делом всей жизни М.К.Тенишевой. В итоге княгиня собрала уникальнейшее собрание предметов русской старины и решила подарить всё городу Смоленску (от Талашкино до Смоленска всего 20 км) Музей "Русская старина" в Смоленске был построен и открыт в 1911г. на деньги Тенишевых. При открытии музея экспозиция содержала тысячи уникальных памятников декоративно-прикладного и народного искусства, рукописи, иконы и оружие. В 1907 году лучшие экспонаты музея выставлялись в Париже, в Лувре, и пользовались огромной популярностью, получив высокую оценку публики и профессионалов искусства. Французские власти предложили Тенишевой продать часть коллекции Франции, но княгиня отказалась - она хотела, чтобы вся коллекция оставалась в России. Увы, музей был разорен, а большинство музейных экспонатов безвозвратно утеряны (уничтожены и разворованы) в период немецкой оккупации Смоленска во время ВОВ. Небольшие остатки тенишевской коллекции сегодня находятся в запасниках Смоленского государственного музея-заповедника. Нетронутым осталось только вот это музейное здание, по стилю очень похожее на «Теремок» в Талашкино - ведь у них один автор и одна и та же идея: возрождение русского национального искусства
По всему периметру музей украшен поясом из орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки. Оконные рамы выполнены в виде буквы М – это так художник Малютин оставил свой знак. Раньше стёкла, по идее М.К.Тенишевой, были цветными, а крыша была выложена черепицей.
Над главным входом в музей разноцветное керамическое панно. Над буквами «Русская старина» наверху есть вензель с инициалами М.К.Тенишевой – «МТ». Внизу выложена дата начала строительства музея – 1903. Входную дверь воссоздали недавно по сохранившимся эскизам.
Улица, на которой расположен музей «Русская старина» в годы перестройки была переименована – сегодня она называется улица Тенишевой, в память о женщине, сделавшей городу Смоленску бесценный дар
|
</> |