Таганрог | Гостиная в доме Емесов (кон. XIX в.)

Друзья, сегодня мы представляем вам еще одну потрясающую фотографию, которой с нами любезно поделились наши новые друзья из Великобритании.

На ней запечатлена гостиная в доме Емесов, описание которой оставила французская поэтесса Адель Оммер де Гелль. И если до сих пор мы могли лишь с помощью воображения представить себе этот навсегда исчезнувший мир многонационального Таганрога, то теперь перед нами словно прямая иллюстрация к словам современницы ушедшей эпохи:
«Самый лучший салон Таганрога, несомненно, принадлежит господину [Уильяму] Емесу, брату генерального консула в Одессе. Мы нашли в нем те же любезные качества.., которыми наделён его брат [Джеймс]. В узком кругу англичане могут быть приятнейшими людьми, если они не проявляют скованности и чрезмерной гордости, в которых их справедливо обвиняют. Тогда проявляются все их лучшие качества, которые таятся под вуалью холодности: сильно развитое чувство наблюдательности и анализа, образованность, чувство собственного достоинства, и в особенности их обворожительное добродушие, которое они особенно тщательно скрывают.
Просматривая собрание книг г-на Емеса на английском, французском и немецком языках, а также лежащие на столах газеты со всего мира, весьма сложно представить, что вы находитесь на границе Европы: «Жюрналь де Деба», «Таймс», «Аугсбургская газета» держат в курсе европейских новостей, и не было ни малейшего ощущения, что Париж и Лондон в нескольких тысячах лье от Азовского моря.
Вы представить себе не можете, какой несообразный вид вызывает салон, наполненный книгами, картами, газетами и лицами, говорящими на вашем родном языке… Благодаря прогрессу, ежедневно совершаемому человеческой цивилизацией, расстояния становятся ничтожными. Они измеряются не в географических координатах, а в различиях наших нравов и идей. В Таганроге я чувствовала себя определенно ближе к Франции, нежели в большинстве швейцарских кантонов или в Германии».
В тексте Оммер де Гелль упоминаются дипломаты Уильям, Джеймс и
Альфред Емесы. Уильям был вице-консулом Великобритании в Таганроге,
а Альфред Емес исполнял обязанности консульского агента Швеции и
Норвегии. Известен еще один представитель знаменитой семьи –
художник Уильям Фредерик Емес.

На фото из семейного архива вы видите в интерьере одну из его картин – портрет Елены Емес. Сегодня этот портрет хранится в собрании Таганрогского художественного музея.
Некоторые книги из библиотеки Емесов находятся в фондах Таганрогского музея-заповедника.

На старом христианском кладбище Таганрога частично уцелел участок с захоронениями представителей этого английского семейства…