Москва – Санкт-Петербург пригородными поездами: как это было 5 лет назад.
ru_railway — 08.08.2018 В уже далёком 2013 году я неоднократно перемещался между двумя столицами страны: Москвой и Санкт-Петербургом. И ездил я туда довольно интересным, для кого-то привычным, а для кого-то откровенно долбанутым способом — пригородными поездами, посредством согласованных пересадок по заранее рассчитанному расписанию со временем наименьшего возможного ожидания на перевалочных станциях, так называемой "волной". Говоря проще — перекладными грязными электричками, или как там ещё уничижительно отзываются об этом феномене общественного транспорта, оставшееся в наследство от СССР :))Подобное явление далеко не новое — многие увлечённые железной дорогой люди, да и рядовые пассажиры, перемещались таким образом на те или иные расстояния по стране ещё с 80-х годов. Относительно массовым явление "собачьих" путешествий стало в 90-е годы, в конце 2000-х пошедшее на некоторый спад.
Путь от Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве до Московского вокзала в Санкт-Петербурге составляет примерно 640 километров. В 2013 году (как и предыдущие 20 лет от этого года) для преодоления указанного расстояния пригородными поездами необходимо было сделать 4 пересадки (а при удачно подобранной волне и вовсе только 3) на станциях Тверь, Бологое, Окуловка и Малая Вишера; и 5 маршрутов пригородных поездов сообщением Москва-Октябрьская – Тверь, Тверь – Бологое, Бологое – Окуловка, Окуловка – Малая Вишера и Малая Вишера – Санкт-Петербург Главный. Дневные рейсы электропоездов Бологое – Окуловка и Окуловка – Малая Вишера выполнялись одним составом с 5-ти минутной стоянкой в Окуловке, хотя в расписании значились как два разных, при том, что оба вместе взятых маршрута вполне укладываются в дурацкое двухсоткилометровое ограничение дальности следования пригородным поездам (введённое абсолютно незаинтересованным в развитии транспорта России ведомством Минтранс при активном лоббировании ещё более незаинтересованного и жадного РЖД).
В данном посте собраны фотографии, за неимением более хорошей техники сделанные на "мыльницу" и телефон, с нескольких поездок.
Предлагаю заглянуть в историю, вспомнить и даже поностальгировать по замечательной уходящей эпохе — пригородных поездов становится всё меньше, проезд становится дороже, да и общие условия путешествий таким образом уже не те. Итак поехали: "волна" Москва – Санкт-Петербург 5 лет назад.
В самой начальной точке отправления ничего не фотографировал, да и нечего по сути: толпы народа, турникеты, мусор и торговые палатки, мрачная и довлеющая атмосфера мерзких (но не внешне) столичных вокзалов.
По пути из Москвы в Тверь у станции Решетниково сфоткал интересный экземпляр — дизель-поезд ДР1А. Что-то уже подзабыл историю его появления там. Может вспомнит кто нибудь, как сие чудо там появилось?
Переезжаем через водохранилище, между станцией Завидово и
платформой Московское море.
Тверь, первая пересадка. Небольшая прогулка по городу по улице
Коминтерна. Трамвайные пути находятся в плохом состоянии, один из
них заброшен вовсе. Однако это всего лишь разворотный круг. В
настоящее время за тверской трамвай более менее взялись и что-то
пытаются даже восстанавливать.
Новый вокзал Твери, построенный в конце 80-х годов.
И ТЦ рядом.
Пригородные кассы.
ЭД4МКУ отправляется от станции Тверь в Санкт-Петербург. Когда-то
этот электропоезд курсировал из Москвы в Ярославль, а ныне его
выкупила в собственность небезызвестная ЦППК.
Чтобы выйти к Бологовским тупикам, нужно было обойти турникеты вот
таким интересным способом, через депо. Тогда я был довольно идейным
безбилетником. Здесь проходим в дыру в заборе, на фото она правее и
в кадр не влезла.
ТЭМ2 и М62 на территории депо.
Затем идём мимо разворотного круга и комплекса исторических
построек.
Выходим через ворота и переходим по настилу к нужному поезду.
Сейчас конечно такой способ уже не акутален, так как всё перекрыто.
Паровоз-памятник Эм-725 неподалёку.
Вокзал станции Тверь, постройки 1850 года уже как год (на момент
2013 года) находился на реконструкции.
Электропоезд ЭТ2М сообщением Тверь – Бологое, составностью 8
вагонов. В общем и целом, как и подавляющее большинство российских
электропоездов, этот не отличался значимой комфортностью. Однако
серия ЭТ2 и ЭТ2М особенно "отличилась" — всё дело в пластиковых так
называемых "антивандальных" сиденьях, жутко неудобные и
скользкие.
Пригородные тупики для поездов на Торжок и Бологое.
При отправлении поезд был весьма прилично забит пассажирами.
Безбилетных тоже было много. В то время, как я уже упоминал, я не
особо любил платить за проезд, поэтому тоже бегал вместе с толпами
студентов, благо 8-ми вагонная составность позволяла это сделать —
раз 5 до Бологого перебегал.
Проезжаем Вышний Волочёк. На станции две высоких платформы. Здесь
кажется была небольшая стоянка для пропуска более приоритетных на
этом направлении поездов дальнего следования.
Прибываем на конечную станцию Бологое-Московское, вторая пересадка.
Почти половина железнодорожного пути до Санкт-Петербурга
преодолена.
ЭД4МКУ отправляется в Москву.
Вокзал построен по типовому проекту архитектора Желязевича, как и
все вокзалы на крупных станциях: Клин, Тверь, Спирово, Малая
Вишера, Любань и ныне уничтоженный вокзал в Окуловке.
Ещё немного фотографий города и вокзала.
Вид на одноименное озеро Бологое с улицы Дзержинского.
Бологовский городской автобус. Забыл уже, что это за серия.
Удивительно, что такой "артефакт" ещё используется в качестве
городского общественного транспорта.
Местный привокзальный муниципальный рынок, который сегодня
почему-то пустовая. Выглядит конечно удручающе.
Памятник Высоцкому около входа в подземный туннель к
платформам.
Станция Бологое, вид на Окуловку. Справа виден электропоезд,
который меня и повезёт.
Вид на Тверь.
Паровоз памятник с противоположного конца вокзала.
Вокзал со стороны паровоза.
Приехал пригородный поезд из Валдая или Дно, не помню уже.
Одна из самых ценнейших фотографий: расписание электропоездов
участов Бологое – Тверь и Торжок – Тверь, а также пригородного
поезда на Васильевский Мох. Многие электропоезда из/в Бологое имели
довольно длительное время в пути из-за частых пропусков скоростных
поездов.
Электропоезд ЭТ2М, поданный под посадку до Твери.
В Бологое у меня было, как помнится, около 5 минут на пересадку в
другой поезд до Окуловки (в одну из поездок). Я быстро перебежал по
пешеходному мосту и успел.
Пустой последний вагон, в котором я ныкался от контролёров, которые
впрочем не очень горели желанием за кем либо бегать :))
Отправляемся. Ответвление железнодорожной линии на Валдай и Старую
Руссу.
Через две остановки остановились у станции Березайка для пропуска
двух Сапсанов. Причём стояли с закрытыми дверьми, отъехав от
платформы, вот идиотизм конечно.
Станция Угловка.
Тепловоз ДМ62, который (предположительно) возит вагон пригородного
поезда в сообщении Угловка – Боровичи.
А наш электропоезд Бологое – Окуловка делает остановку не у
вокзала, а прям на главных путях. Платформу кажется
ремонтировали.
Схема обращения пригородных поездов от Московского вокзала
Санкт-Петербурга. Участок Окуловка – Бологое почему-то не указан,
несмотря на то, что преодолевался он электропоездами депо
Металлострой Санкт-Петербурга.
Прибываем на станцию Окуловка. До 2003 года на станции был красивый
вокзал, построенный по проекту архитектора Желязевича для всей
Николаевской магистрали. Но в угоду скоростного сообщения для
спрямления путей историческое здание попросту уничтожили. Сейчас на
этом месте две длинных высоких пассажирских платформы.
На заднем плане ещё видны исторические здания депо.
Так как Окуловка (официально) является конечной станцией, то поезд
прибывает на низкую платформу, находящуюся в стороне от главных
путей. Народу вышло не особо много на 6 вагонов. Справа от
электропоезда стоит пригородный поезд, прибывший сообщением Неболчи
– Окуловка.
А вон и нынешний вокзал — ничем не примечательная оранжевая
коробка...
Электропоезд ЭТ2М. Почему у него здесь конечная станция лишь
"официально"? Потому что в реальности он после 30-ти минутной
стоянки поехал дальше в Малую Вишеру резервом. Вероятней всего для
подачи под утренний рейс на Окуловку.
Когда я уже расположился для ночёвки в здании вокзала, электропоезд
со свистом проехал мимо. Если бы я об этом знал, то непременно
внутри бы и остался, что значительно сократило бы по времени
"волну".
Кто-то из местных не очень жалует Окуловку.
Ночь на вокзале прошла довольно тихо и спокойно, за исключением
одного очень бузящего пьяного пассажира. Даже менты не обращали
внимания на спящих людей.
Утро следующего дня: вид с пешеходного моста в направлении Москвы.
Ночью был дождь, поэтому на улице очень приятная летняя прохлада. А
вот и зелёный ЭТ2М уже ждёт немногочисленных пассажиров.
Вид на Петербург, а справа нынешний вокзал Окуловки.
На мосту через реку Мста.
Станция Мстинский мост, после этой остановки 6-ти вагонный поезд
довольно прилично заполнился.
И вот тоже где-то на подъезде к Малой Вишере. Забавно то, что
приличный участок пути самой скоростной железной дороги страны
проходит по довольно глухим и малонаселённым местам — примерно от
Бологое в Тверской области и до Чудово в Новгородской области.
Когда электропоездов было больше, существовал фактически
беспересадочный дневной рейс Бологое – Окуловка – Малая Вишера,
указанный в расписании как два разных (о чём я уже упоминал). По
прибытии на конечную, 6-ти вагонный поезд был полностью битком. И
вся толпа медленно загружалась в поезд до Петербурга.
Станция Малая Вишера.
Платформа электропоездов до Санкт-Петербурга. Малую Вишеру с
северную столицу разделяют всего лишь 160 километров.
Пока остаются ещё нормальные красивые таблички с понятным названием
остановок, но их скоро уберут.
Электровоз ЭП2К с пассажирским поездом.
Вид на Санкт-Петербург.
Вид в направлении Окуловки.
На станции есть ещё одна платформа, островная, для электропоездов в
сообщении на Окуловку. Платформа длиной вагонов на 10, и оно не
удивительно: ещё лет 10 назад существовали беспересадочные 10-ти
вагонные электропоезда Санкт-Петербург – Окуловка, в официальных
расписаниях "разбитые" по Малой Вишере и прибывали они именно к
этой платформе.
Сапсан "летит" в Москву.
Сам городок не шибко прекрасный, но как-то по своему уютный. Очень
спасает наличие магазина недалеко от вокзала.
Ночёвка внутри Маловишерского вокзала оставляет желать приятного:
бомжи, какая-то пьнь, доблестные стражи и так далее. Лучше в
палатке где нибудь под кустом, серьёзно.
Отъезжаем от Вишеры.
Так, а это кажется где-то между станциями Большая Вишера и Чудово,
приближаемся к мосту через реку Волхов, и сама река на втором
фото.
Вокзал станции Любань архитектора Желязевича.
Станция Обухово, приехали. Станция совмещена с одноименной станцией
метро, куда половина пассажиров и направляется.
|
</> |