Поездка в Покровск по Гришино-Ровенской железной дороге
ru_railway — 26.07.2018 На 1-й платформе уже столпились люди. Вот-вот подадут на посадку электричку Харьков – Лозовая. Несмотря на солнцепёк, народ жался поближе к краю, чтобы, если повезёт, первыми вскочить в вагон. Сколько будет вагонов в составе, оставалось только гадать, и в случае 6-вагонной электрички многим пришлось бы стоять. Вот и мы с Ксюшей и Сашей рассредоточились по платформе, чтоб повысить вероятность того, что вагонные двери окажутся напротив кого-то из нас. Соперники у нас бывалые, с тележками и большими сумками. Может быть даже, ездят они каждый день, и в скоростном «штурме» поездов настоящие профи! На их фоне мы просто дилетанты-любители. Итак, приготовились, - вот ползёт электричка...Женская интуиция Оксаны сработала чётко. Как только двери открылись, в числе первых она вбежала в вагон. После этого началась толкотня. Кто-то забросил сумку в открытую форточку, и «забронировал» таким образом вакантный отсек. Мы с Сашей пропустили вперёд особо ретивых пенсионерок и присоединились к Оксане. Она успела занять места у окна.
Через минуту состав тронулся, впереди у него 148 километров, 42 остановки и 3 с половиной часа езды. Пассажиры расселись. Хоть и тесно сидеть по трое на каждом сидении, но мест в 8-вагонной ЭР2Р хватило всем. Жгучее солнце искоса заглядывало в окно, и некоторым пассажирам пришлось «коптиться». Продавцы очень быстро распродали всю минералку, в их ассортименте осталось лишь пиво сомнительного качества. Лучи попадали и на нас, взятая с дому вода быстро шла в расход, но оставалась надежда, что изгиб пути после о.п. Селекционная заставит солнце повернуться на пассажиров противоположной стороны. А до тех пор мы жмурились, потели, обмахивались импровизированным веером, но понимали: нам определённо повезло хотя бы потому, что пришлось ехать не в старом дребезжащем «корыте», а в обновлённой, недавно отремонтированной электричке.
В пределах участка Борки – Беспаловка – Лихачёво вагоны опустели, наверное, на две трети. До Лозовой поехали только самые стойкие. Мы, привычные к таким переездам люди, не испытывали дискомфорта, а радовались тому, что под освободившееся места можно протянуть ноги. Все мы согласились с тезисом о том, что в лозовской электричке ехать намного удобнее, чем в «Интерсити+» до Киева. Если здесь сидеть плечом к плечу с соседями пришлось от силы 2 часа (до Лихачёво), то в столичном Hyundai люди всю дорогу находятся таком положении.
Наша поездка в этот раз не особенно большая. Загородная прогулка, можно сказать. Просто решили наведаться в соседнюю область, прокатиться по участку Павлоград – Покровск так называемой Гришино-Ровенской железной дороги. Этот участок мною до сих пор не был полностью «обкатан», Покровск тоже толком не осмотрен. Мои спутники и вовсе там ни разу не были. Вот мы и решили воспользоваться назначенной около года назад электричкой Краматорск – Покровск, чтоб эти «пробелы» устранить
Как раз в Лозовой мы и хотели пересесть на эту электричку. Мы знали, что рейс обслуживается составом «Донецкой ж/д». Незадолго до прибытия на конечную у нас вдруг разгорелся спор, какой именно будет состав? Саша считал, что приедет 4-вагонная ЭР2Т, я думал, что подадут 4-вагонную ЭД2Т, а Оксана полагала, что мы поедем в 6-вагонной ЭР2Т. Для интереса мы сделали даже символические денежные ставки.
Наша электричка, наконец, прибыла в Лозовую...
А с противоположной стороны вокзала уже прибыла из Краматорска электричка, которая повезёт нас дальше.
Её отправление только через полчаса, и проигранные мной деньги Саша с Оксаной потратили на кофе в вокзальном кафетерии.
У каждого из нас уже были на руках билеты до Павлограда, купленные в Харькове. Просто решили по максимуму воспользоваться щедростью «Южной ж/д» и её дешёвым пригородным тарифом. С этими билетами мы могли не стесняясь садиться в нашу электричку, но любопытства ради решили заглянуть и в лозовскую пригородную кассу. Я не ожидал, что на вопрос «А до Покровска можно билетик?» кассир ответит «Конечно, можно!». Мы опять решили не отказываться от возможности, и кассир начала с усердием вырезать 3 билетика «Лозовая – Покровск» на бланках строгой отчётности.
Получилось, что за проезд участка Лозовая – Павлоград каждый из нас заплатил дважды, но всё равно это получилось дешевле, чем если бы мы купили билеты до Покровска в электричке после Павлограда. Пусть экономия символическая, по 3 грн с рыла, зато когда ещё у нас появится возможность проехаться по тарифам «Южной железной дороги» по территории «Приднепровской» на составе «Донецкой»?
Как цари на троне, мы расселись в единственном на весь состав мягком вагоне. Плавно тронулись и не спеша покатились на юг. Территория «Южной железной дороги» осталась позади. Контролёры, как кондукторы в трамвае, ходили почти после каждой остановки и скрупулёзно обилечивали немногочисленных пассажиров. В вагоне было чуточку душно, и мы не отказали себе в удовольствии повыглядывать в открытые форточки.
Своеобразной «точкой экстремума» стала станция Павлоград. Здесь наша электричка меняла направление, отклоняясь, собственно, на ту самую Гришино-Ровенскую железную дорогу, ради которой весь сыр-бор.
Пока суть да дело, мы немного прошлись по станции. Посмотрели расписание: в ту сторону, куда мы ехали, пассажирское движение вообще редкое. Лишь по пятницам и воскресениям ездит электричка Днепр – разъезд №5, по будним дням курсирует рабочий поезд Синельниково – разъезд №5 (в котором, однако, разрешён проезд обычных пассажиров по пригородным билетам). Дальше разъезда номер 5 следует только наша электричка.
Раздался звук тифона, и мы покатились на восток. Внешний вид платформ очень контрастировал с остановочными пунктами главного хода, от которого мы отъезжали. О.п. 109 км
Проехали Павлоград-2 и покинули этот город.
Богуславский также остался позади.
Переменились также окружающие пейзажи. И вместо лесополос, тянувшихся практически от самого Харькова, теперь мы созерцали обширные просторы, подсолнуховые поля и заливные луга.
Платформа 90-й километр.
Там нас обогнал автобус Днепр – Константиновка. Автотрасса идёт вдоль ж/д почти на всём протяжении участка.
Также параллельно рельсам тянется старая телеграфная линия.
Её деревянные опоры местами прогнили и сломались, а провода срезали охотники за металлом.
Тем не менее, однопутка проходит по весьма живописной местности, извивается между холмами и оврагами.
Пассажиры покидали и без того почти пустую электричку на редких остановках.
А мы продолжали глядеть в окно.
И не только мы.
Вот и Николаевка-Донецкая.
Отсюда отходит неэлектрифицированное ответвление на шахту «Западнодонбасская», расположенную в городе Першотравенск.
Уже угадывались характерные очертания Донбасса.
Проехали Петропавловку, которая раньше была Брагиновкой (Брагин был большевиком, и декоммунизаторы не пощадили название этой станции).
Славянка через некоторое время тоже осталась позади.
Облик станций несколько изменился с тех пор, как я проезжал тут 8 лет назад. Глядя в окно, я с вспоминал, как ехал от разъезда №5 до Новомосковска в двухвагонном пригородном поезде. В тот раз навстречу нам один за одним шли грузовые, теперь мы не встретили ни одного грузового от самого Павлограда... И вот этого блок-поста на границе Днепропетровской и Донецкой областей тогда не было.
Локомотивная бригада, наверное, уже устала от долгой дороги, но продолжала гнать электричку навстречу череде зелёных светофоров.
Маршрут у неё весьма причудливый и длинный. Линия фронта отрезала кратчайший железнодорожный путь в Покровск, и электропоезда теперь вынуждены огибать вот такой крюк. Честно говоря, наша электричка не столько «щедрость» для пассажиров, сколько засылка из депо Славянск на участок Чаплино – Покровск – Авдеевка, который обслуживается составами этого депо. И вот благодаря этой пригородной «засылке» на отрезке от разъезда №5 до Покровска впервые за много лет появилось пассажирское движение.
Вот и он, уже хорошо знакомый мне разъезд №5, который иногда называют также разъездом 5 км.
Вот только до Покровска, отправной точке километрового отсчёта, ещё не 5, а 22 километра. До конечной остался всего один перегон.
Наконец, наша Гришино-Ровенская однопутка сомкнулась с главным ходом Екатерининской дороги, ведущим в сторону Синельниково.
Теперь, пожалуй, пора готовиться к выходу, и можно считать, что Гришино-Ровенскую ж/д я проехал полностью. Или пока нет?
Законопроект о строительстве транзитной железной дороги Гришино – Ровно через Павлоград, Новомосковск, Кобеляки, Золотоношу, Канев, Житомир, Новоград-Волынский был издан в апреле 1914 г. Однако, две мировые войны помешали планам, и дорога оказалась недостроенной. Остались лишь однопутные участки локального значения. На западном «куске» дороги я как раз-таки ещё не бывал!
Вот мы и достигли «нулевого километра» - станции Покровск, экс-Красноармейск, экс-Гришино. В 30-е годы ХХ века она также называлась Постышево, настоящая рекордсменка по части переименований!
Несмотря на близость к зоне военных действий, на станции не ощущалось никакой милитаризации. Электричку не встречали ни военные, ни полицейские. Даже охранников не было видно. А вот составы с углём следовали часто, как на электро-, так и на теплотяге.
Пока солнышко ещё радовало нас мягким золотистым светом, мы отправились в пешую экскурсию по Покровску. От вокзала в центр шли по благоухающей розами аллее.
Очень неожиданно было созерцать в донбасском городе украиноязычных надписей, тем более что это вообще не характерно для Левобережья. Почти все указатели, рекламные вывески были на украинском.
Год назад городские власти обязали всех местных предпринимателей, рекламодателей и просто граждан избавиться от русского языка. Русские буквы тогда заклеили украинскими, причём нередко с ошибками и в ущерб здравому смыслу. А там, где не смогли перевести – просто закрасили надписи. (Подробней здесь.)
Вопреки нашим ожиданиям, город не выглядел уныло и невзрачно. Скорее, наоборот, радовал чистотой и ухоженностью. На торцевых стенах домов кое-где красовались муралы.
В тихом сквере возвышался златоглавый Свято-Михайловский храм.
А вот кинотеатр «Мир» уже не подавал признаков жизни.
На главной городской площади было очень уютно. На лавочках отдыхали горожане, гуляли мамы с колясками, раздавался детский смех. Здесь вообще встречалось много детей и беременных девушек. Шла размеренная мирная жизнь.
Воздух был насыщен приятным цветочным ароматом.
Рвались в небо огромные, похожие на платаны, тополя.
Рядом с площадью мы увидели Покровский филиал Донецкого индустриального института. Теперь – самостоятельное учебное заведение.
Напротив входа – скульптуры студентки и студента.
Неторопливым шагом мы двинулись дальше, обнаружили памятник не вернувшимся воинам-интернационалистам.
На гранитной плите высечен момент Афганской войны.
Стела «Слава Донбассу» показалась нам симпатичной. Когда мы её сфотографировали, шедшие навстречу местные жители бросили нам язвительно: «О, фоткают! Ты гля, туристы понаехали!» и захохотали. Что поделаешь, Покровск явно не туристический город.
Солнце уже исчезло за горизонтом, и его нежный лиловый свет озарял разве что стратосферу. Опустившиеся сумерки делали город ещё более тихим и спокойным. Местный пляж уже опустел...
Монумент на братской могиле советских воинов был виден издалека.
Ещё одну братскую могилу мы повстречали на обратном пути.
Хоть уже и стемнело, здание бывшего треста «Красноармейскшахтосторой» выглядело привлекательно.
Ну а потом, после визита в местный супермаркет, мы расположились на лавочке возле вокзала, кушали мороженое и ждали начала посадки в наш поезд, Покровск – Киев. Рыжий котёнок не отходил от нас ни на шаг, настойчиво выпрашивая мороженое.
А вот и наш скорый. Фото, сделанное второпях, явно не для «трейнпикса», но всё равно понятно, что это поезд, а не пароход. Назначили его не так давно, и благодаря этому нам не пришлось ни ночевать на вокзале, ни гоняться за проходящими автобусами.
Поезд отправился, и в вагоне сразу приглушили свет. Люди расстилали постель и сразу укладывались спать, но только не мы. Через 2 часа нам выходить. Что б вы ни думали, на этом наша поездка ещё не заканчивалась. Она была двойная, как палочки «твикс», и на следующий день нас ожидало продолжение.
В Синельниково-2 мы вышли на перрон, нас окутала лёгкая ночная прохлада... Ещё немного, и по наши души приедет поезд Одесса – Константиновка, но о дальнейшем развитии событий будет написан отдельный пост.
Читайте также:
Экскурсия по Лозовой
Прогулка по Павлограду в рамках поездки в Бердянск
Поездка по ветке Очеретино – Красноармейск – Чаплино – Синельниково
|
</> |