«Мимо кассы»: на чем зарабатывали водители в СССР
5koleso — 29.08.2023Вариантов «левого» заработка у советских водителей было много. Хотя в основном все подобные источники дохода были противозаконными. И речь идет не только про расхищение социалистической собственности - хотя и она имела место. По советским законам любая предпринимательская деятельность была, простите за тавтологию, вне закона. Справедливости ради отметим, что вообще-то водители, в основной своей массе, зарабатывали во времена СССР неплохо и официально. Зарплата советского таксиста составляла 250-300 рублей в месяц: вдвое больше, чем у инженера. Водители городских автобусов могли зарабатывать до 400 рублей. Но зарплата – зарплатой – а кто же откажется подзаработать сверх того?!
Начнем, конечно, с бензина. О солярке речь не идет, поскольку частный сектор этим топливом, в подавляющем своем большинстве, не интересовался: дизельные легковушки не производились и не продавались. А вот бензин во все времена представлялся частникам излишне дорогим, а потому они периодически просили водителей грузовиков и автобусов поделиться с ними. У тех бензин всегда был в наличии, даже во времена топливного дефицита. На предприятии такие профи обычно не имели никаких проблем с заправками – хоть по талонам, хоть за наличные, а порой и на территории самого автохозяйства. Контроль за расходом горячего, конечно же, осуществлялся, но, обычно, формально. Да и те, кто должен был следить за порядком на местах зачастую договаривались с водителями за долю от их «левого» заработка. Ну а последним поделиться парой десятков литров топлива при наличии огромного штатного бензобака было совсем несложно. Цена обычно составляла половину государственной или даже меньше. Хотя продажа государственного бензина – это воровство, в народе такие деяния казались привычным делом и никем не осуждались. Попадались на подобном заработке немногие: в основном их подводила жадность и нежелание делиться доходом с соучастниками преступления.
Второй способ заработать «мимо кассы», конечно же, частный извоз. Сейчас кажется смешным, но во времена СССР любой вид коммерческой деятельности считался правонарушением и этот тоже. Причем легализовать его не было никакой возможности. Но водителей возможные проблемы с законом не пугали. Поднятая рука пешехода на обочине тормозила не только такси, а практически любую машину. Расценки, опять-таки, были ниже, чем в такси. Одно время с таким явлением боролись: мол, кого это вы везете? Водителям приходилось выдумывать легенды и заранее предупреждать об этом пассажиров. Но потом все как-то успокоилось и гаишники уже не особо рьяно следили за тем, кто и куда едет в машине.
Другой очевидный способ заработка – перевозка грузов. Причем непосредственно грузовые услуги водители могли предлагать с услугами посредничества в покупке дефицитных товаров. Автор хорошо помнит, как в 70-х при покупке цветного телевизора ему активно помогал водитель автобуса с надписью «Госцирк», который постоянно дежурил у магазина на тогдашней улице Горького. Причем бизнес был поставлен на широкую ногу: водитель выискивал желающих купить дефицитный «Рубин», отвозил их на своем автобусе к совершенно другому магазину в район Октябрьского Поля, а в обеденный перерыв запускал покупателя внутрь, где его уже ждал новенький телек. Затем он отвозил покупателя вместе с телевизором до дома, до хаты… Цена услуги – примерно 25 рублей.
Популярные когда-то грузовые такси на базе ГАЗ-51 активно использовались дачниками в начале и в конце летнего сезона. Здесь водитель практически всегда мог рассчитывать рублей на пять сверх квитанции. А уж если он помогал таскать вещи, то и подавно.
При обслуживании плодоовощных баз популярным водительским приемом заработка был балласт, спрятанный где-то в районе шасси. Надо было взвесить грузовик вместе с этой чушкой, потом потихоньку избавиться от нее и загрузить машину, скажем, картофелем или чем скажут. Понятно, что картошка, равная по массе выброшенному балласту, доставалась водителю.
Самым рискованным способом заработка были «левые» рейсы. Неучтенный товар, нелегальный маршрут, но в активе – неплохое вознаграждение. Однако, если афера раскрывалась, дело могло дойти до суда. Фельетон в газете был также обеспечен. В целом, конечно же, многие советские шоферы пытались дополнительно зарабатывать на жизнь, старательно лавируя между беззаконием и невинными, вроде бы, шалостями.
Что еще почитать:
Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в СССР в глубинке
Какую зарплату платили на заводах в СССР
Шик социализма: как за «железным занавесом» строили машины для красивой жизни
|
</> |