Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в советской глубинке

топ 100 блогов 5koleso25.08.2023

Нормальных дорог в глубинке во времена СССР не было (много где их нет и сейчас). При этом внедорожники в то время в свободной продаже отсутствовали - Нива появилась лишь в конце 70-х, да и жителям села была не по карману. На чем ж ездили советские граждане, проживавшие на периферии?

Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в советской глубинке

Речь, конечно же, о личном транспорте. Однако же сначала вспомним и про общественные средства передвижения тех времен. С дорогами тогда было еще хуже, чем сейчас, но между селами и ближайшими городами все-таки надо было на чем-то ездить. О комфорте речь, в общем-то, никто и не вел: нужно было средство передвижения. Поэтому сразу вспоминаются такие автобусы как КаВЗ-685 (1971-1993) Курганского завода, ПАЗ-672 (1967-1989) Павловского завода, а также ПАЗ-3205 с той же пропиской. Недостатки автобусов знали все: тяжело залезать в салон, имеются проблемы с климатикой, присутствует изрядная прыгучесть и так далее. Ну, а соблюдение расписания движения – это вообще отдельная история.

В общем, плавно переходим к личному транспорту. И тут главные позиции занимали вовсе не автомобили, а мотоциклы! Именно мотоцикл уверенно вписался тогда в сельскую жизнь, фактически заменив лошадь. У молодежи в основном были мотоциклы без колясок, а вот транспорт старшего контингента обычно был трехколесным. Это был серьезный шаг вперед – и жену можно взять с собой в поездку, и ребенка прихватить. Кстати, женщины зачастую ездили на мотоциклах сами. «Уралы», «Восходы», «Явы», Ижи» – в магазин, на рыбалку, на танцы, в город…

Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в советской глубинке

Почему мотоциклы, а не автомобили? Причин несколько – и все, в общем-то, очевидные. Для сельских дорог, равно как и для их отсутствия, мотоцикл подходил значительно лучше. По цене его превосходство над автомобилем было подавляющим. К примеру «Иж-Планета» 624 стоил примерно 670 рублей, а «Восход» – всего 450 рублей. Мотороллер «Вятка-электрон» стоил двести семьдесят рублей. А вот Запорожец стоил свыше трех тысяч, Москвич – более четырех, про Волгу и говорить нечего. При этом купить автомобиль всегда было очень проблематично, а мотоциклы в районных и городских центрах продавали всегда.

С ремонтом особых проблем тоже не было. Успешно работал Посылторг – в промасленной бумаге вскоре после заказа приходило практически все, что нужно. Наблюдалось и другое явление: когда какой-нибудь «Восход» за два-три сезона убивали в хлам, то его загоняли куда-то за амбар как источник запчастей, а взамен покупали новый. Еще один факт: многие ездили по своим низинкам и глубинкам вообще без регистрации. Так сказать, в силу местечковых настроений. Впрочем, к мотоциклам с коляской это не относилось – их всегда регистрировали. Фактически это была последняя ступень перед автомобилем.

Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в советской глубинке

Автомобили для деревенского жителя выглядели чем-то вроде инопланетных кораблей: красиво, но в хозяйстве бесполезно. К тому же, полноприводных машин практически не было – М-72, Москвич-410... УАЗик пользовался уважением, но купить его было практически невозможно – разве что убитый в хлам и списанный. С появлением ВАЗ-2121 ситуация немного изменилась: на селе машина нашла своего потребителя. Хотя, опять-таки, по части цены и обслуживания мотоциклы были вне конкуренции.

Подход к приобретению «дорогой игрушки» разительно отличался от нынешнего. Даже при наличии денег глава семейства вовсе не пыжился утереть нос соседям, а степенно рассуждал: мол, а куда я на этой Ниве отсюда поеду-то? Да и что с ней станет после перевозки десятка мешков с навозом?

Мотоцикл, особенно с коляской, решал подобные проблемы как-то проще и привычнее.

Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в советской глубинке

Что еще почитать:

УАЗ, «Нива» или ЛуАЗ: какой советский внедорожник был лучше и почему?

Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас

Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня на несколько дней пропали  чудеса. Все началось на следующий день после того, как мне приснился удивительной красоты сон! В этом сне я будто вертикально парила над морем цвета темной бирюзы, чуть касаясь теплой воды кончиками пальцев, любовалась раскинувшейся передо мной ...
Стало ...
Традиционная. Поначалу называлась "Выборгский фермер". Теперь просто сельскохозяйственная ярмарка. Мёд продают. Очень много. Не знаю, насколько хороший, я в этом году даже не пробовала. В прошлые годы было много животных на продажу и просто ...
Говорили же мне, что нельзя читать газеты на ночь и смотреть новости по телевизору! В итоге полного пренебрежения этим народным советам, аккурат сегодня мне и приснилась всякая хрень! Причем, все так четко, с толком и расстановкой, то проснувшись, я еще долгое время был под впечатление ...
Когда-то давно, тридцать с лишним лет назад, сотрудники Ленинградского зоосада решили дать свободу зубрам и бизонам. Эти редкие и очень древние животные плохо размножаются в неволе, и для них организовали огромный вольер в лесах на севере от ...