Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в советской глубинке
5koleso — 25.08.2023Нормальных дорог в глубинке во времена СССР не было (много где их нет и сейчас). При этом внедорожники в то время в свободной продаже отсутствовали - Нива появилась лишь в конце 70-х, да и жителям села была не по карману. На чем ж ездили советские граждане, проживавшие на периферии?
Речь, конечно же, о личном транспорте. Однако же сначала вспомним и про общественные средства передвижения тех времен. С дорогами тогда было еще хуже, чем сейчас, но между селами и ближайшими городами все-таки надо было на чем-то ездить. О комфорте речь, в общем-то, никто и не вел: нужно было средство передвижения. Поэтому сразу вспоминаются такие автобусы как КаВЗ-685 (1971-1993) Курганского завода, ПАЗ-672 (1967-1989) Павловского завода, а также ПАЗ-3205 с той же пропиской. Недостатки автобусов знали все: тяжело залезать в салон, имеются проблемы с климатикой, присутствует изрядная прыгучесть и так далее. Ну, а соблюдение расписания движения – это вообще отдельная история.
В общем, плавно переходим к личному транспорту. И тут главные позиции занимали вовсе не автомобили, а мотоциклы! Именно мотоцикл уверенно вписался тогда в сельскую жизнь, фактически заменив лошадь. У молодежи в основном были мотоциклы без колясок, а вот транспорт старшего контингента обычно был трехколесным. Это был серьезный шаг вперед – и жену можно взять с собой в поездку, и ребенка прихватить. Кстати, женщины зачастую ездили на мотоциклах сами. «Уралы», «Восходы», «Явы», Ижи» – в магазин, на рыбалку, на танцы, в город…
Почему мотоциклы, а не автомобили? Причин несколько – и все, в общем-то, очевидные. Для сельских дорог, равно как и для их отсутствия, мотоцикл подходил значительно лучше. По цене его превосходство над автомобилем было подавляющим. К примеру «Иж-Планета» 624 стоил примерно 670 рублей, а «Восход» – всего 450 рублей. Мотороллер «Вятка-электрон» стоил двести семьдесят рублей. А вот Запорожец стоил свыше трех тысяч, Москвич – более четырех, про Волгу и говорить нечего. При этом купить автомобиль всегда было очень проблематично, а мотоциклы в районных и городских центрах продавали всегда.
С ремонтом особых проблем тоже не было. Успешно работал Посылторг – в промасленной бумаге вскоре после заказа приходило практически все, что нужно. Наблюдалось и другое явление: когда какой-нибудь «Восход» за два-три сезона убивали в хлам, то его загоняли куда-то за амбар как источник запчастей, а взамен покупали новый. Еще один факт: многие ездили по своим низинкам и глубинкам вообще без регистрации. Так сказать, в силу местечковых настроений. Впрочем, к мотоциклам с коляской это не относилось – их всегда регистрировали. Фактически это была последняя ступень перед автомобилем.
Автомобили для деревенского жителя выглядели чем-то вроде инопланетных кораблей: красиво, но в хозяйстве бесполезно. К тому же, полноприводных машин практически не было – М-72, Москвич-410... УАЗик пользовался уважением, но купить его было практически невозможно – разве что убитый в хлам и списанный. С появлением ВАЗ-2121 ситуация немного изменилась: на селе машина нашла своего потребителя. Хотя, опять-таки, по части цены и обслуживания мотоциклы были вне конкуренции.
Подход к приобретению «дорогой игрушки» разительно отличался от нынешнего. Даже при наличии денег глава семейства вовсе не пыжился утереть нос соседям, а степенно рассуждал: мол, а куда я на этой Ниве отсюда поеду-то? Да и что с ней станет после перевозки десятка мешков с навозом?
Мотоцикл, особенно с коляской, решал подобные проблемы как-то проще и привычнее.
Что еще почитать:
УАЗ, «Нива» или ЛуАЗ: какой советский внедорожник был лучше и почему?
Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас
Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР
|
</> |