Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

топ 100 блогов 5koleso14.08.2023

Сегодня бывалые водители утверждают, что отношения с гаишниками в прошлые времена были гораздо гуманнее современных. Отчасти это, возможно, связано с тем, что нынешние масштабы поборов за ту же пьяную езду тогда никому и не снились. Кроме того, многие гаишники тех времен действительно оказывали реальную помощь в сложных ситуациях, не пытаясь на этом нажиться.

Как вспоминал писатель Жванецкий, когда однажды он ехал по трассе М10 с явным превышением скорости, то его обогнала патрульная машина, и инспектор из окна молча показал ему… кулак! Жванецкий расценил это как заботу о его безопасности и оставшуюся часть пути двигался с разрешенной скоростью…

Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

Как тогда наказывали? Основное наказание – прокол в талоне предупреждений, он же – дырка. К водительскому удостоверению придавался картонный талон, в котором инспектор, недовольный поведением водителя, делал ему предупреждающую отметку – ту самую дырку. В фильме «Инспектор ГАИ» у злобного персонажа Никиты Михалкова это талон был заламинирован, а потому честный инспектор в исполнении Сергей Никоненко никак не мог его прокомпостировать. Это наказание было достаточно серьезным – многие предпочли бы заплатить, скажем, рубль (тогда эта сумма была приемлемой). Но это уже была бы взятка должностному лицу. Хотя камер видеослежения в былые времена, конечно же, не было.

Дырка пробивалась за такие нарушения как превышение скорости, проезд на красный и т.п. У водителей-профессионалов могли проверить отклонение от маршрута следования, зафиксированное в путевом листе. Превышение скорости, как правило, оценивали на глазок: дескать, ну какие у вас 60 км/ч, товарищ водитель, когда мы вас на патрульной машине при 90 км/ч еле догнали? Прокол действовал в течение одного года – при наличии трех проколов права отбирали, а водителя отправляли на пересдачу. Поэтому, при наличии двух непогашенных проколов, почти любой водитель становился паинькой.

Между прочим, наличие прокола можно было оспорить, причем безо всяких обращений в суд. Достаточно было выяснить, к какому отделению ГАИ приписан наказавший вас инспектор, и послать письмо на имя его начальника. Так, мол, и так – инспектор не разобрался, прошу принять меры. Самое удивительное, что этот прием почти всегда срабатывал. Вас приглашали на беседу к руководству, в присутствии того самого инспектора с вами вежливо беседовали, а потом принимали разумное решение. Дескать, Иван Иванович – мы ваше предупреждение погасим, но и вы будьте, пожалуйста, поаккуратнее на дорогах! На талон ставили гаишную печать – ура!

Одно время инспекторы выписывали штрафы. Дескать, вы должны обратиться в Сберкассу, уплатить вот по этому постановлению 1 рубль, а квитанцию вернуть нам. Будет в следующий раз проезжать по этому маршруту – отдайте ее любому инспекторы: он возьмет! И это действительно работало – без хамства и нервотрепок.

Впрочем, дураки и откровенные вымогатели встречались и тогда. Останавливает вас такой инспектор и сообщает, что ты нарушил, скажем, рядность движения в паре километров отсюда, а потому с тебя – подарок инспектору! И тут же начинает шарить по твоему салону – мол, что там у тебя в бардачке лишнего? Но вспоминать про таких уродов не хочется.

Письма на работу посылались довольно редко – обычно такие меры применяли только к профессионалам. У частников зачем-то спрашивали, где, мол, работаете, но ответ типа «п/я 2672» никого не интересовал. Все понимали, что толку от таких писем, в общем-то, не будет – ну что можно сделать с инженером, проехавшим на красный? Лишить премии? А с какой стати? С профессионалов, был, конечно, другой спрос – могли и премии лишить, и классность понизить.

А сегодня многие водители воспринимают штрафы как обязательный атрибут езды – что-то вроде дорожного налога. Кто бы мог подумать…

Что еще почитать:

Блатные, красивые и счастливые: какие автомобильные номера в СССР ценились больше всего

Жидкая валюта: что в СССР можно было починить за бутылку водки?

Куча народу, антисанитария и полный релакс: каким был автотуризм в СССР

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девушка с папиросой? Уральская девушка? Не Васнецова картина Музея уральского. Так И любуются посетители Этого города. И курят Компакт на крылечке Современные девушки. Нет Вознесенского, нет Евтушенко. Сказали бы Сравнив с Васнецовым, Где Заболоцкому лучше И проще. Но не в Музее. И ...
Даже по немецкому футболу видно, что жить в педантичной Германии невероятно тоскливо. Если бы существовал убойный футбол Шаолиня, то девизом баварских монахов было бы "удары скучные, защита неинтересная". ...
Вспомнила! Вспомнила о чем архи важном хотела написать! Мне же одна tiger_tom_tracy жизнь испортила навсегда! Она мне в нос дала! Прям вот этим... И все! Этот запах мне совершенно нужен. Я его на себе представляю и он мой. Олька мне принесла целую котомку этих demeter-альных ...
Товарищи из мордокниги пишут, что не могут в жжешечку мою многомудрую зайти и насладиться нетленкой, коия трудами моими неустанными регулярно здесь появляется... О, как! А вот оно доказательство козней против меня направленных: Отсюда . А ведь я столько часов потратил на ниве ...
Максим Калашников УЖЕ ЗИМОЙ… Скупой платит дважды, дорогой ВВП. А трусливый – трижды. Вы побоялись в мае занять Донбасс войсками, хотя для этого надо было создать якобы частные армии и действовать. Теперь пришла расплата. Ловушка – налицо. Позволить Порошенко подавить ДНР и ЛНР – позор дл ...