Мидуэй: загадка пятого авианосца

Кого боялся Спрюэнс.
В рапорте по итогам сражения при Мидуэе
Рэймонд Спрюэнс дважды упоминает "пятый авианосец", с возможностью
появления которого ему приходилось считать. В первый раз "пятый"
появляется при оценке ситуации вечером 4 июня:
After recovering our air groups following their second attack,
Task Force SIXTEEN stood to the eastward and back to the westward
during the night. A radar contact while on course north abut 0330
was responsible for some unscheduled movements. I did not feel
justified in risking a night encounter with possibly superior enemy
forces, but on the other hand, I did not want to be too far away
from Midway the next morning. I wished to have a position from
which either to follow up retreating enemy forces or to break up a
landing attack on Midway. At this time the possibility of the enemy
having a fifth CV somewhere in the area, possibly with his
Occupation Force or else to the northwestward, still
existed.
Приняв авиагруппы после второй атаки, ОС16 двигалась на восток, а потом обратно на запад в течении ночи. Некоторые назапланированные движения пришлось предпринять около 03.30, при движении курсом на север, из-за радарного контакта. Я не считал оправданным рисковать ночным боем с превосходящими, возможно, вражескими силами, однако, с другой стороны, я не хотел оказаться слишком далеко от Мидуэя следующим утром. Я хотел занять позицию, из которой [можно было бы] как преследовать отходящего противника, так и сорвать высадку на Мидуэй. В это время сохранялась вероятность того, что противник имеет пятый авианосец где-то в районе [боя], в составе "Оккупационного соединения" или где-то ещё к северо-западу.
Следующее упоминание относится к событиям первой половины дня 5
июня:
As the forenoon drew on, reports began to come in which
indicated a retreat and not an attack. While I had not believed
that the enemy, after losing four carriers and all their planes,
would remain in an offensive frame of mind, still that possibility
could not be overlooked, especially with the uncertainty about a
fifth carrier in the area.
Утром начали поступать сообщения, указывающие на отступление, а не на атаку. Хотя я и не полагла, что противник, после потери четырёх авианосцев и всех их самолётов, сможет сохранить наступательное расположение духа, всё же такую возможность нельзя было отбросить, особенно [с учётом сохраняющейся] неопределённости относительно пятого авианосца в районе [боя].
Откуда у Спрюэнса взялась идея "пятого авианосца", известно. В
текстах, посвящённых сражению, можно встретить упоминания о том,
что руководство американского флота предполагало появление у Мидуэя
"4-5" авианосцев, причём действующих в двух соединениях. Прямого
документального объяснения версии о двух соединениях я не видел
(хотя можно догадаться, что же имелось ввиду), с оценкой же "4-5"
всё просто - она взята из оперативного плана Нимица №.29-42 от 27 мая 1942 г.,
п. 1 (а):
The enemy is expected to attempt the capture of MIDWAY in the
near future. For this purpose it is believed that the enemy will
employ approximately the
following: 2-4 fast BB; 4-5 CV; 8-9 CA; 16-24 DD; 8-12 SS; a
landing force with seaplane tenders. The attack on MIDWAY may be
preceded or followed by an attack on OAHU. A special intelligence
annex is being supplied to Task Force Commanders only. The
Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet will keep Task Force
Commanders informed of all pertinent information before and during
the operations, including complete weather broadcast.
Ожидается, что противник в ближайшем времени попытается захватить Мидуэй. Предполагается, что для этой цели противник использует следующие силы: 2-4 быстроходных линкора, 4-5 авианосцев, 8-9 тяжёлых крейсеров, 16-24 эсминца, 8-12 подводных лодок, десантное соединение с плавбазами гидросамолётов. Атака Оаху может предшествовать атаке на Мидуэй, или последовать за ней. Особое разведывательное приложение будет предоставлено только командующим оперативными соединениями. Командующий Тихоокеанским флотом США будет доводить до сведения командующих оперативными соединениями всю относящуюся к делу информацию, включая подробный прогноз погоды.
Таким образом, возможность появления пятого авианосца в составе
японских сил была прописана в имевшемся у Спрюэнса "плане на бой".
При этом оценка состава японских сил, в целом, выглядит любопытно.
Она, с одной стороны, выглядит не очень точно, если сопоставить её
с составом "Кидо Бутай". И - ситуация меняется, если включить в
рассмотрение силы 2-го флота Кондо (у Паршалла и Тулли все эти силы
названы "Соединение оккупации Мидуэя"):
Оценка Нимица: 2-4 быстроходных линкора, 4-5 авианосцев, 8-9
тяжёлых крейсеров, 16-24 эсминца
"Кидо Бутай" (Нагумо): 2 быстроходных линкора, 4 авианосца, 2
тяжёлых крейсера, 1 лёгкий крейсер, 12 эсминцев.
2-й флот, "Главные силы" (Кондо): 2 бстроходных линкора, 1
авианосец, 4 тяжёлых крейсера, 1 лёгкий крейсер, 8 эсминцев.
2-й флот, "Силы непосредственной поддержки" (Курита): 4 тяжёлых
крейсера, 2 эсминца.
Всего: 4 быстроходных линкора, 5 авианосцев; 10 тяжёлых крейсеров;
2 лёгких крейсера, 22 эсминца.
Графа "Всего" куда лучше согласуется с оценкой Нимица. И - да,
пятый авианосец у японцев действительно был. Лёгкий
авианосец "Дзуйхо", в составе соединения Кондо, которое на схемах
Бэйтса обозначается как Second Fleet, и которое уже к полуночи 4/5
июня действительно оказалось в "районе боя":
Пятым был лёгкий авианосец "Дзуйхо", на борту которого находилось
12 истребителей (6 А6M2, 6 A5M4) и 12 торпедоносцев (B5N2). И его
самолёты действительно приняли непосредственно участие в сражении.
Вечером 5 июня, когда силы Кондо и Нагумо соединились с главными
силами Ямамото и двинулись на запад, один из истребителей "Дзуйхо"
пытался отогнать нашедшую японцев "каталину" с Мидуэя (т. 28 на
приведённой ниже схеме).

К сожалению, действия "Дзуйхо" описаны крайне скупо даже в "Сломанном мече". Тем не менее, Паршалл и Тулли рассказывают, что на третий день сражения он стал часть плана "мести за "Микума", составленным Кодно в 13.40: самолёты "Дзуйхо" должны были атаковать корабли Спрюэнса, при этом Кондо планировал использовать в отчаянной атаке всю свою воздушную мощь, т.е. гидросамолёты с линкоров и крейсеров: трёхместные E13A1 должны были найти противника, а двухместные E8N2 должны были так же атаковать противника полубронбойными 30-кг бомбами.

Что же нам показывает история "пятого авианосца"? Для начала - план Кондо интересен прежде всего как прекрасная иллюстрация психологического состояния японских адмиралов вскоре после роковых событий: и 5, и 6 июня они находились в пресловутой "стадии отрицания". Они не верили, что бой проигран, окончательно и бесповоротно, они искали любые возможности отыграться немедленно.
Далее, эта история является часть всё тех же главных вопросов. Например, вопроса о соотношении сил. Он сам по себе является интересным, сложным, и заслуживающим отдельного подробного обсуждения. Однако, в любом таком обсуждении силы Кондо следует упоминать, и обязательно упоминать пятый авианосец.
Тут знатоки скажут, что, коль скоро вспомнили пятый, давайте вспомним и шестой. Всё так, был у японцев и шестой "флэшдекер" - "Хосё", в составе главных сил Ямамото, с 8 торпедоносцами-бипланами B4Y1 на борту. Которые тоже оставили след в истории сражения: с борта одного из этих самолётов были сделаны занменитые фотографии "Хирю" 5 июня.
И здесь важно не то, насколько велика была наступательная мощь "Хосё", а то, что американцы про шестой авианосец не знали. Точнее - не знали они о том, что к месту боя идут "Главные силы" Ямамото. Это, равно как и история "Дзуйхо" - иллюстрации к вопросу о точности сведений американской разведки. Вопросу, который до сих пор не удостоился, насколько я знаю, полного документального разбора (возможно, что-то до сих пор секретно). И по которому, тем не менее, можно сказать: американские сведения были неполными и отчасти противоречивыми. Оценка "4-5 авианосцев", помноженная на "действующие в двух соединениях", требовала уточнения по ходу боя - и отчасти путала Спрюэнса. Иными словами, мы снова видим иллюстрацию важнейшего тезиса: дело решалось на месте, радиоразведка не обеспечила (и уж тем более не гарантировала) американскую победу. Разведка всего лишь дала американцам шанс. При этом страсть японцев к сложным планам и построениям (страесть, которой поддавался сам Того) в данном случае, видимо, была им на руку: американцы не смогли разобраться в организации японских сил.
Ну и, наконец, история с "Дзуйхо", думается, будет особенно приятна любителям what if'ов (не говорю "альтернативщикам"). Интересно ведь покрутить в голове план Кондо. В конце концов, группа "Дзуйхо" невелика, но во второй атаке на "Йорктаун" участвовало вообще десять торпедоносцев (впрочем, подготовка пилотов авигруппы "Дзуйхо", вероятно, не была так же хороша, как подготовка пилотов "Хирю"). Интересно так же оценить и рецепт Паршалла/Тулли, которые считают, что Нагумо должен был отходить вскоре после утренней атаки, спасая "Хирю" (впрочем, можно сказать, что у Нагумо всё-таки не было достаточных оснований для такого решения). О возможности контратаки на следующий день при поддержке "Дзуйхо" и "Хосё" они не пишут, сколько помню - но мы сами можем и про это подумать.
|
</> |