Поверхностный взгляд: главная тактическая проблема Второй мировой
naval_manual — 12.07.2019"Парадокс Лейте" в квадрате.
Разовью немного тему двухнедельной давности. В заключение я
попробую сформулировать ответ на важный вопрос, но для начала
принесу жертву "богу статистики". Это всегда интересно (хотя я и
считаю "боевую статистику" как таковую инструментом если не
бесполезным, то в лучшем случае вспомогательным). Попробовал
составить перечень крупных "поверхностно-воздушных" сражений и боёв
Второй мировой - сражений, в которых как минимум одна из сторон
применяла авиацию (палубную или базовую) и тяжёлую артиллерию.
Смотрим:
03.07.1940 - бой у Мерс-эль-Кебира.
09.07.1940 - бой у Пунта-Стило (Калабрии).
23-25.09.1940 - сражение у Дакара.
27.11.1940 - бой у м. Спартивенто (Теулада).
28-29.03.1941 - сражение у м. Матапан.
24-27.05.1941 - охота на "Бисмарк".
11-13.02.1942 - операция "Цербер" ("Прорыв через Канал").
22.03.1942 - второй бой в заливе Сирт.
8-10.11.1942 - сражение у Касабланки.
12-13.11.1942 - бой "в пятницу, 13-го".
17.02.1944 - атака на Трук
25.10.1944 - бой в проливе Суригао.
25.10.1944 - бой у о. Самар.
25.10.1944 - бой у м. Энганьо.
Список может показаться спорным, или неполным. В частности, было
как минимум три интересных случая (бой "Хиппера" с охранением
конвоя WS-5A 25.12.1940; события 24.09.1941 во время операции по
проводке конвоя "Халбёрд"; события 09.03.1942 во время попытки
"Тирпица" атаковать конвой PQ-13), когда существовали реальные
предпосылки для превращения столкновения в классическое
"поверхностно-воздушное" сражение. В перечне нет так понравившегося
Брагадину бой у Пантеллерии - поскольку, с учётом "лёгкости"
действовавших в этом сражении сил, мне пришлось бы долго
перечислять самые разные столкновения, в том числе из истории
"забытых" кампаний - например, относящихся к событиям 1943 г. на
Соломоновых островах, или боям в Рижском заливе в 1941 г. За
скобками остался и формально походящий бой "Кидо Бутай" с эсминцем
"Эдсолл", и бой в заливе Ормок 2-3.12.1944 - единственный,
как утверждают некоторые, бой войны, в котором активно применялись
все возможные средства морской войны, включая подводные лодки и
береговые батареи.
Тем не менее, приведённый список достаточно интересен потому, что
иллюстрирует первый тезис: основной формой боёв и сражений
во время Второй мировой были бои и сражения, в которых
одновременно применялись как авиация, так и крупные
надводные корабли. Сам по себе тезис не революционный и даже почти
не ревизионистский. Соответствующий привкус ему можно придать,
добавив: авианосные сражения были частной формой ведения
боевых действий. При всей их красоте и кажущейся
результативности чисто авианосные сражения были исключением.
Их было меньше, чем крупных "поверхностно-воздушных" боёв и
сражений - и происходили они на одном единственном,
специфическом театре военных действий.
И - авианосные сражения были исключением важным, дополнительной
иллюстрацией к следующему тезису: главной задачей
командующего в морском бою было обеспечение совместного
использования как авиации, так и надводных кораблей. Ближе всего к
успешному решению этой задачи подошли Каннигем при Матапане и
Кинкейд в проливе Суригао. Но в полной мере проблему не решил
никто.
Отчасти из-за объективной сложности, из-за дефицита "полевых
адмиралов", имеющих достаточный опыт и хорошо разбирающихся как в
специфике применения авиации, так и в специфике действий крупных
кораблей, из-за того, что возможности изучить и использовать опыт
другой войны не было возможности. Кроме того: для достижения
решительного результата в крупном бою
необходимым (но отнюдь не достаточным) условием было
преварительное обеспечение и последующая реализация
превосходства над противником как в авиации, так и в надводных
кораблях. Так и только могла быть решена главная проблема
"применения разнородных сил флота", проблема следования "наиболее
общему правилу победу", каковое суть материальное превосходство над
противником. В силу понятных причин ситуации, когда все
преимущества были на одной стороне, складывались редко.