«...Эту песню не задушишь не убьешь»
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 19.07.2013Пуссириот выпустили новый клип. Я не буду говорить о его художественном уровне. Потому что искусствоведческий разбор самого произведения здесь не так интересен, как анализ самого факта его появления.
Банальным стало сравнение нашего постсоветского сегодня с сорокалетним блужданием бежавших из Египта евреев по Синайской пустыне. Пока не умрет последний рожденный в рабстве, вам не войти в обещанную вам землю.
Но банально-то оно банально, но от того не менее емко. Всматриваясь в лица сегодняшнего протеста, и прежде всего в лица публичные, все время ловишь себя на мысли, что советское наследие – либо в виде мифологем того времени, таких как примат материального над идеальным, либо в виде антимифологем, как анти-интернационализм, анти-идеологизм, анти-дисциплина или анти-ответственность – так вот, что всё это наследие крепко спутало нам не просто ноги – спутало наши мозги. Мы шарахаемся из одной стороны в другую, бросаемся в крайности и во многом живем не в реальном мире, а в мире собственных фантазий, порывов, страхов... И чем старше человек, тем больше власти имеет над ним его фантастический мир.
Привязанность к своим представлениям нормальна для сформировавшихся людей, чья функция в обществе всегда консервативна – передавать новым поколениям то лучшее, что есть в нашей общей культуре. Проблема только в том, что вместе с лучшим мы передаем и не самое лучшее – свои мифы, иллюзии, глупости... Но уж тут ничего не поделаешь – передаем что имеем.
А вот в чем мы ограничены – это в возможности созидания нового. Творчество нового, творчество нашего общего завтра – задача молодых. Иименно от их творческой энергии зависит, каким это завтра будет.
Но, когда всматриваешься в молодежное искусство, искусство, которое делается сегодняшней молодежью, редко удается обнаружить что-то отрадное. Очень много коммерции. Много попыток самовыражения ради самовыражения. Совсем нечасто – художественный талант. Еще реже – глубокая мысль. И так же редко – гражданский пафос. Конечно, можно догадаться, что в глубине новых поколений вызревает что-то новое. Но... только догадываться – на поверхность это новое прорывается редко.
Крупнейший советский психолог Лев Выготский называл искусство «общественной техникой чувств» - инструментом общих переживаний. Сегодня же массовое искусство чаще всего апеллирует не к тому общему, что объединяет отдельных людей, превращая их в народ, а к одинаковому индивидуальному – желаниям личного благополучия, неважно в виде ли взаимной любви, хорошей работы, самоутверждения или еще чего-то в том же духе. Такое искусство атомизирует общество – распыляет «мы» в множество «я».
Именно этим ценны любые художественные акции, которые будят чувство гражданина. Струя такого искусства дает надежду, что общество наше и атомизируясь сохраняет живое консолидирующее начало. Это живая струя.
И когда этот поток идет от молодых, его нельзя остановить. Можно упрятать в тюрьму Надю и Машу. Но то дело, за которое они сидят, остановить нельзя.
Дело очищения от скверны и обретение общего завтра.
|
</> |