Тыл класса люкс
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
О цене вопроса, и не только.
Американское "Оперативное соединение 38/58" стало вершиной
развития "авианосного флота" периода Второй мировой. При этом,
рискну заметить, природа и масштаб явления не то, что "многими
недооцениваются" - они, по большому счёту, до сих пор не изучены в
полной мере. В недавних дискуссиях я дважды позволил себе указать
на "дороговизну и сложность" авианосного флота. Не развивая тему в
целом. Главным образом потому, что тема эта требует ещё одной книги
- Fast Carriers Рейнольдса, при
несомненных достоинствах, даёт лишь некоторые ответы. Я, как
минимум, не встречал попыток прямо оценить расходы на создание,
использование и поддержание боевой готовности TF38/58. А это, между
тем, вопрос важнейший.
Тем не менее, есть некоторые факты, которые сформировали общее
впечатление, которое можно суммировать так: "TF38/58 было
инструментом невиданной доселе сложности и дороговизны,
потребовавшим чрезвычайных даже для США усилий, финансовых,
промышленных, интеллектуальных, мобилизационных и организационных".
Один из этих фактов - объёмы усилий, связанных с проблемой
снабжения TF38/58.
Способность вести продолжительные операции у чужих берегов была
главной особенностью TF38/58. Одним из ключевых - не единственным -
отличием от "Кидо Бутай", тем, что впервые позволило
использовать соединение авианосцев не только для набеговых операций
(хотя они по-прежнему были основной формой боевого применения).
Одним из оснований для того, чтобы профессор Рубель возвёл TF38/58 в особый
организационный ранг: авианосный флот (не тождественный авианосному
соединению).
Какова была цена логистического вопроса? Опять же, прямого ответа у
меня нет. Но есть некоторые впечатляющие данные - в частности, по
операциям TF38 в период "Филиппинской кампании". Как отмечает
Сэмюэль Моррисон в соответствующем томике (на русский не переведён,
сколько знаю), в период с 6 октября 1944 г. по 26 января 1945 г.
TF38 провело в море 13 недель из 16: били японскую авиацию у Формозы, били японский
флот в Лейте, поддерживали действия на берегу, под занавес -
вломились в Южно-Китайское море.
Напряжение сил и масштабы операций были невиданными.
Подобная активность была возможной благодаря наличию в составе 3-го
флота TG30.8 - "Группы снабжения в море". "Возможной" буквально -
без наличия "плавучего тыла" авианосцы так действовать не смогли
бы. Состав этой группы описан тем же Моорисоном, его описания
продублировано в сетевой энциклопедии
"Тихоокеанской войны". В TG30.8 числилось:
- 34 (тридцать четыре) флотских танкера (для сравнения - весной
1942-го Нимиц имел 6 флотских танкеров на весь Тихий океан);
- 6 транспортов боевприпасов к началу операции; ещё 7 - в
декабре;
- 11 эскортных авианосцев - и они использовались для пополнения
авиагрупп TF38;
- 19 эсминцев;
- 26 эскортных миноносцев.
Браун в книге по авианосным операциям
упоминает ещё 8 эскортных авианосцев, использовавшихся для
защиты кораблей группы от атак подводных лодок - Моррисон так же об
этом пишет, но в аппендиксе с организацией TG30.8 приводит данные
только об 11 кораблях. Возможно, у Брауна - двойной счёт, и для
обеспечения противолодочной обороны использовались авианосцы из
числа упомянутых. Так или иначе, группы эскортных авианосцев на
тихоокеанских коммуникациях действовали. Как много их было, я не
знаю.
Словом, TG30.8 - это, как справедливо замечает Моррисон, был
отдельный флот (добавка "маленький" простительна американца - по
любым другим стандартам этот флот маленьким не был). Включавший в
себя более полусотни кораблей пусть и полугражданских проектов, и
конвейерной сборки - но, тем не менее, кораблей специальной
постройки, кораблей, укомплектованных военными моряками. Далее -
стоит оговорить особо - главной и задачей этой группы была
поддержка операций именно TF38 - "десантный" 7-й флот имел свою
группу снабжения в море. Наконец - и это тоже важно - TG30.8 отнюдь
не обслуживала "транстихоокеанскую" линию - она обеспечивала связь
между авианосным флотом и базой на атолле Улити. Иными словами -
обеспечивала линию протяжённостью "всего-то" в 1 000 - 2 000
километров.
Суммарный объём топлива, переданного в море кораблям TF38, Моррисон
даёт по периоду со 2 сентября 1944 г. по 2 января 1945 г. - 8,25.
миллионов баррелей (1,12 млн. тонн) нефти 14,25 млн. галлонов (46
тыс. тонн) авиационного бензина. Более половины этого объёма было
передано кораблям TF38 до конца октября. Некоторые детали можно
найти в старой, но любопытной книге о службе снабжения американского
флота на Тихом океане. В частности, при поддержке операций в Южно-Китайском
море было передано 1,559 млн. баррелей (213 тыс. тонн) нефти и
3,416 млн. галлонов (11 тыс. тонн) авиабензина.
Впрочем, я в своё время обратил внимание на другую составлющую
снабжение - пополнение авиагрупп. В частности, в первом томе книжки Бэйтса есть данные
по таким операциям во время "Сражения над Формозой" и перед началом
высадки. По моим подсчётам, в период 15-16 октября TF38 получило с
4 эскортных авианосцев 111 самолётов (62 истребителя, 27
бомбардировщиков, 20 торпедоносцев, 2 ночных истребителя) и 89
лётчиков (52 пилота). В период 18-21 октября с 2 эскортных
авианосцев было передано ещё 33 самолёта (13 истребителей, 1
бомбардировщик, 19 торпедоносцев) и 20 лётчиков (10 пилотов).
Итого - 144 самолёта и 109 человек лётного персонала. Самолётов -
больше, чем было, скажем, в Коралловом море у каждой из сторон. А
это ведь - всего лишь маршевое пополнение (на качество которго, к
слову, иногда поступали жалобы: дескать, самолёты поломанные, а
пилоты слабенькие, на эскортных авианосцах засиделись, летали
мало). И это - только октябрь (отрывочные сведения о пополнении в
январе есть всё в той же старой/интересной книге о сравнении).
Всё это не то, чтобы вполне доказывает, но неплохо иллюстрирует ряд
важных тезисов:
1. "Географическйи гандикап" был
велик - и вступление Японии в войну с США не было чистым безумием,
у них были основания надеяться. Иными словами, сказанное выше -
одно из объяснений того факта, что при десятикратном разрыве в
экономическом потенциале соотношение сил на поле боя было куда как
более благоприятным для японцев.
2. Преодоление гандикапа потребовало серьёзного напряжения
американских сил. Соответствующие проблемы американцы решили -
но не "с лёгкостью". Так, если на нехватку танкеров Моррисон не
жалуется, то дефицит транспортов боеприпасов отмечает. Жалобы на
качество "маршевого пополнения", упомянутые Бэйтсом - в ту же
строчку.
3. Численность групп снабжения была близка к необходимой.
Это - тоже напрашивающийся вопрос, не были ли танкеры лишними?
По-видимому - нет, не были. Общий объём переданного в море топлива
был сравним с вместительностью танкеров, но, что куда важнее:
вместительность береговых хранилищ топлива на Гуаме и Сайпане, по
Моррисону, составляла всего 430 000 и 100 000 баррелей
соответственно (в 16 (!) раз меньше, чем было передано TF38). На
Улити береговых хранилищ не было, в качестве "фермы" использовались
6-8 старых танкеров торгового флота, каждый вмещал 60...100 000
баррелей. По-видимому, корабли TG30.8 приходилось использовать так
же в качестве хранилища топлива.
4. Упрёки, которые американские историки высказывают в адрес
японских адмиралов, не уделивших должного внимания борьбе на
коммуникациях, справедливы. Японцы вполне справедливо
посчитали, что борьба с морской торговлей в исполнении японского
флота не будет серьёзной проблемой для США - эта страна от торговли
морем зависела слабо. Соответственно, должного внимания борьбе на
коммуникациях японцы не уделяли - однако атака на линии снабжения
американского флота могли существенно повлиять на ход боевых
действий. В первую очередь потому, что потребовали бы выделения
очень больших сил для их прикрытия. По факту же американские
танкеры действовали с минимальным прикрытием, в группах типа "3
танкера, 3 эсминца". За время операции был потерян только 1 танке
(и ещё вроде бы взорвался 1 транспорт боеприпасов).
5. Опыт TF38/58 является уникальным, распорстранять его в
пространстве и времени нельзя. Этот вывод очень важен:
уникальность явления исключает использование его в неких
общих рассуждениях о "возможностях авианосцев",
продемонстрированных опытом войны.
Наконец, следует так же отметить, что TF38/58 было
необходимым условием для вполне конкретного стратегического
решения: наступления в центарльной части Тихого океана. Именно там
и только там была необходима продолжительная и мощная
поддержка палубной авиации. Причём непосредственной поддержкой сил
на берегу занимались вовсе не флотские авианосцы, а "джипы" 7-го
флота. Таким образом, главной задачей TF38/58 было
предварительное завоевание господства в воздухе - и
это же было единственной задачей, для которой "авианосный флот"
требовался как таковой. Изменение состава авиагрупп по мере
движения американцев на запад - постепенное уменьшение числа
бомбардировщиков и торпедоносцев, увеличение числа истребителей -
так же укладывается в этот тезис.
В смысле же завоевания господства на море TF38/58 было
инструментом дорогим, избыточным и не очень эффективным: оно не
сомгло остановить силы Куриты, и оно не смогло уничтожить даже силы
Одзавы. Вообще, бой у м. Энганьно является, как ни странно,
прекрасной иллюстрацией избыточности и дороговизны TF38/58 в смысле
борьбы с кораблями противника - его материальный результат не
сильно отличается от результата сражения у Мидуэя, где авианосцев
было намного меньше. Во многом - из-за нерешённой (и, видимо,
нерешаемой на том уровне) проблемы распределения усилий,
избыточного поражения уже тонущих кораблей.
Это - с одной стороны. С другой же - только TF38/58 во время войны
отметилось уничтожением вражеского линкора (даже двух) на ходу в
море. Иными словами, для решения такой задачи требовались
авианосные силы исключительной мощи. Что и позволяет
говорить о том, что линкоры - да, возможно, в сопровождении
авианосцев (но не "авианосного флота") - были наиболее эффективным,
простым и дешёвым средством решения как частных задач борьбы на
море, так и более общей проблемы завоевания и поддержания
господства на море. И остались таковыми вплоть до конца
Второй мировой.
|
</> |