Большое разочарование
naval_manual — 26.06.2019Прочитал "Линейные силы советского флота" А.В. Платонова.
От книги ждал многого. Поскольку, с одной стороны, тема
интересная. В СССР в 20-30-х годах прошлого века была разработана
вполне оригинальная концепция строительства и применения флота. И,
несмотря на то, что в основе этой концепции лежала теория "малой
войны" на море, в ней нашлось место трём линейным кораблям, и
построенным вокруг них "линейным силам". Причём идеология
применения этих сил развивалась, и в теории, и на практике (одним
из наиболее важных событий был, на мой взгляд, перевод "Парижской
комунны" и "Профинтерна" на Чёрное море). Наконец, имела место
боевая проверка разработанных теорий, причём дважды - в
советско-финской и Великой Отечественной войнах. И, со стороны
другой, за тему взялся один из лучших современных исследователей
истории советского флота. Начавший книгу очень правильным "От
автора" - стартующего со словарного определения "линейного флота
(линейных сил)" и заверщающегося многообещающим
...эта книга о том, что военно-морской флот Советского Союза
являлся продуктом хитросплетения внешней и внутренней политики
государства; субъективного виденья руководством коммунистической
партии и страны, её вооружённых сил, роли и места ВМФ в реализации
этой самой политики; принципов военно-морского искусства и,
наконец, возможностей отечественной конструкторской мысли и
промышленности метарилизовать всё то, что хотели иметь политики и
военные.
Скидку на особенности "русского военного языка" я сделал, и думал,
что буду читать что-то вроде "Советского подводного флота 1922-1945
гг." от М.Э. Морозова и К.Л. Кулагина. К сожалению, я сильно
ошибся.
Сама книга распадается на две части - "всемирноисторическую" и
"отечественную", разбирать которые проще по отдельности. Начну с
международной панорамы. Само по себе желание поместить историю
советского линейного флота в глобальный контекст, безусловно,
верна. Однако реализация её вызывает слишком много вопросов.
Во-первых, разделы, посвящённые иностранным флотам, содержат
множество ошибок самого разного типа. Например, в разделе о
вашингтонско-лондонской системе договоров автор утверждает, что
ограничение на водоизмещение линейных кораблей – 35 000 т – было
предложено американцами, и предложено потому, что более крупные
корабли не могли пройти Панамским каналом. Это утверждение вызывает
немедленное и сильно недоумение: ведь и заложенные до соглашения
линкоры типа «Саут Дакота», и построенные во время Второй мировой
«Айовы» были крупнее, и последние Панамским каналом ходили,
оставляя за собой потрясающие фотографические следы. И дело,
видимо, в следующем: исходно американский General Board в
рекомендациях американской делегации предлагал ограничить
водоизмещение линейных кораблей величиной в 45 000 т, и это –
действительно, было близко к «панамскому пределу». Однако
чуть позже эту величину срезали – причём, насколько я понял,
американский госсекретарь на открытии конференции, махом, с 45 000
до известных всем 35 000 т. Отголоски этой истории, видимо, и
отпечатались на страницах «Линейных сил...»
Есть «неточности» – к таковым можно отнести утверждение о том, что
«Ямасиро» был потоплен артиллерийским огнём, да ещё и «практически
в упор» (на деле американские линкоры вели огонь с расстояния
18...20 км, на дистанциях, сравнимых с дистанциями боя в Датском
проливе - и это важно, этот пример иллюстрирует революционные
изменения в тактике ночного боя). Есть странности - в таблице с
указанием "основных морских сражений (боёв)" в Атлантике помянута
атака торпедоносцев "Викториэс" на "Тирпиц" в марте 1942 г., но не
упомянут, скажем, бой у Лофотенских островов (см. с. 491). В
аналогичной табличке по Средиземному бою нет боёв в заливе Сирт (а
второй был самым крупным и продолжительным боем с участием линкоров
на Средиземном море). В Тихоокенской табличке - нет боёв у м.
Эсперанс, у Командорских островов или в заливе Импертарицы Августы
- а все они были сравнимы с упомянутым в той же табличке сражением
в Яванском море. Есть, наконец, комментарии попросту удивительные.
Описывая принципиальное изменение возможностей противолодочной
обороны в 1944 г., связанное с внедрением гидроакустических буев и
самонаводящихся торпед, автор добавляет: "в ПВО, пожалуй, за
исключением радиовзрывателей для 127-мм снарядов, ничего
кардинально не поменялось". Иными словами, за скобками
остаётся информационная революция, появление развитых средств
радиоэлектронной борьбы (связанное с необходимостью подавления
каналов наведения управляемых бомб), и, наконец, появление первых
самолётов радиолокационного дозора. Всё это странно, ну а
комментировать утверждение о том, что британские линкоры в 30-х
строились для борьбы с рейдерами, не хочется.
Нет, я не хочу сказать, что "международная часть" состоит из одних
только ошибок. Нет, конечно, и верных утверждений, и оценок,
заслуживающих внимания, в этих разделах много. Однако число ошибок
столь велико, что раздел фактически обесценивается: человек,
способный отделить верное от неверного, не найдёт в книге чего-то
нового; новичок же "нахлебается". В целом, очевидно, что эта часть
книги писалась на основе вторичных и сильно устаревших источников.
И это особенно важно, поскольку А.В. Платонов - представитель
официальной военно-морской науки, преподаватель, а из его текста
явно следует, что эта самая официальная отечественная наука в деле
изучения и осмысления событий Второй мировой застряла где-то в
70-х.
Есть и важное "во-вторых", относящееся к методологии. В текстах,
посвящённых иностранным флотам, нет ни одной - ни одной! - фамилии.
И это не случайно. Исследование выполнено в сильно упрощённом
марксистско-ленинском варианте, помноженном на преклонение перед
НТР: стратегические и политические вопросы остаются, по большей
части, за скобками; а анализ развития тактики и оперативного
искусства представляется как некий сугубо объективный процесс,
движимый техническим прогрессом (опять же объективным), роль
личности в котором не просто невелика - умножена на ноль. Сложность
и вариативность соответствующих процессов из исследования попросту
исчезает, в ней нет места сомнениям и дискуссии, а итогом этой
схемы являются смелые (мягко говоря) обобщения, ярким примером в
этом смысле является схема боевого построения линейного флота -
общая для британцев и итальянцев (в книге она ошибочно
атрибутирована как американская - перепутаны подписи к рисункам,
верный вариант есть в "Гангуте" №59, где опубликована статья А.В.
Платонова о предвоенных взглядах на тактику, вошедшая и в
книгу).
"Отечественная" часть, конечно, лучше. Но и она организована как
минимум своеобразно. Для начала следует оговориться: А.В. Платонов
само понятие "линейные силы" трактует расширительно, фактически
книга посвящена надводным кораблям (и некоторым подводным лодкам),
предназначенным для борьбы с крупными кораблями противника в
составе крупных группировок разнородных сил (как-то так). Это, в
общем, фундамент исследование, своеобразное авторское решение,
определяющее структуру книги. Тоже своеобразную.
Так, например, первая глава называется "Царское наследие" и - вроде
бы вполне верно методически - посвящена опыту развития линейных сил
российского императорского эпохи Николая II. Однако в главе есть
какие-то слова об опыте русско-японской, и о том, как он повлиял на
проекты линкоров типа "Севастополь" и эсминцев типа "Новик" (так же
в главе непропрционально много информации об иностранных флотах), и
при этом - ни слова (буквально) о реальном (богатом и разнообразном) опыте применения
"линейных сил" в 1914-1917 гг., равно как и об опыте применения
этих сил во время Гражданской войны и интервенции. Странность эта
объясняется просто: опыт этот не нашёл непосредственного
"железного" воплощения.
Однако опыт этот лежал в основе важнейшей дискуссии в истории
отечественного флота - дискуссии "молодой" и "старой" школ. Однако
автор эту дискуссию описывает очень кратко, на паре страниц (опять
же без фамилий), и фактически отмахивается от её результатов -
каковые, между тем, воплоитлись в "Боевом уставе морских сил" 1930
г., и определили развитие нашего флота как минимум до второй
половины 30-х. Тем не менее, А.В. Платонов БУМС-30 вообще не
упоминает (и, соответственно, не анализирует содержащиеся там
интересные определения). По авторскому мнению, до середины 30-х у
высшего политического руководства не было мнения по вопросу о флоте
- и сам этот период не заслуживает внимание.
Это приводит к поистине парадоксальной ситуации: о разитии
реально существоваших линейных сил в 20-х и 30-х, линейных
без всяких "но" и "если", в тексте очень мало. Ничего не говорится
о развитии теории применения линкоров, о том, какие причины вызвали
и какие последствия имел переход "Парижской комунны" и
"Профинтерна" на Чёрное море в 1930 г. Нет ничего о боевой
подготовке, о действиях в советско-финской войне.
А что же в книге есть? Основным содержанием является разбор
проектов построенных и непостроенных кораблей "линейных сил",
начинающийся со сторожевых кораблей типа "Ураган" и завершающийся
авианесущими крейсерами типа "Киев". Сам по себе разбор интересный
и профессиональный. Много интересного о теории артиллерийской
стрельбы на море, о методах и средствах управления артиллейским
огнём (это - военная специальность автора, насколько я понял).
Много интересного и важного о развитии силовых установок. Всё это -
пожалуй, главное, что можно похвалить в книге (хотя, видимо,
большая часть этой информации опубликована в старых работах А.В.
Платонова). Хороша организация табличных данных (в таблицах, рядом
с традиционными пушками и километрами - данные о навигационном и
радиотехническом оснащении, о системах управления огнём).
Но и "железочная" часть вызывает вопросы. Оценка кораблей в мировом
контексте осуществляется по известной авторской методике -
сравнение оборонительных и наступательных возможностей в форме
таблиц и диаграмм. Однако сама по себе идея сравнения head to head
представляется более интересной, чем полезной - оценка в ситуации
"один на один" во многом лишена смысла. Более того, разбирая,
например, сильные и слабые стороны проектов первых советских
лидеров и эсминцев, автор ни слова не говорит о кораблях, против
которых они строились в первую очередь - т.е. о румынских лидерах и
польских эсминцах (и в целом вопрос "уничтожения флота лимитрофов"
в книге обойдён стороной).
Тот факт, что «информационная революция», случившаяся во время
Второй мировой, осталась на периферии авторского восприятия, так же
даёт себя знать при описании «железок». Например, в книге нет
упоминания о появлении на крейсерах пр. 68-бис революционной
аббревиатуры КПУНИА – «корабельного пункта управления и наведения
истребительной авиации». Между тем, это было весьма важное
нововведение, приближавшее наш флот к передовым – и, к тому же,
многое говорящее о планах применения этих крейсеров. Кроме того, на
крейсерах пр. 68-бис был так же пост управления торпедными катерами
– и это уже была отечественная специфика. Не говорится и о наличии
таких же пунктов в проектах тяжёлых крейсеров и линкоров.
Резюме: название "Корабли советского линейного флота" куда как
лучше соответствовало бы содержанию книги. Каковая в целом,
возможно, задумывалась как некий обобщающий, итоговый труд
замечательного автора. Но в итоге, увы, стала плохо организованной
компиляцией. Которую друзьям я точно не рекомендую.
|
</> |