Мальбру в поход собрался - 31
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Итак, в Трире Мальборо пришлось попрощаться со своим планом наступления на Мозеле и быстро составить новый план спасения Объединенных Провинций. Наконец-то отдохнувшие, подожратые и одетые 7 000 пфальцских наемников были оставлены в городе, пришедшие пруссаки были отправлены к маркграфу — усиленный Вильяр мог напасть на Верхнем Рейне. Остальные войска получили два дня отдыха, а 20 мая 1705 года вышли в поход. 27 мая армия была в Маастрихте, а 2 июня объединился с Оуверкерком, достигнув 104 батальонов и 168 эскадронов. «Медуза Блиндхайморгона» снова сработала — Вильруа уже при первых вестях о подходе герцога, 25 мая, снял осаду цитадели Льежа и смылся. Но ложку меда испортила бочка дегтя — пфальцские наймиты ни с того ни с сего бежали из Трира в Трарбах, после чего обрадованный Вильяр занял город своими передовыми частями.
![Мальбру в поход собрался - 31 Мальбру в поход собрался - 31](/images/main/malbru-v-pohod-sobralsya-31-c10568.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/727fb2e9af0313fce2cc62031241d819cb4dbde2/bag4dosqQFImCJ_ByenjfqfRY84Alhba10aNnHC8pNqEWoeLWmbcYULzLIa5QSbwzP8vSuLuETHnXuLgRDtQx6SQGNpG39_BF-m_DaQua5bBfre6n2ZKyS7dC9cS41o7)
Испанский Фландрский кавалерийский полк
Вильруа отбежал за Брабантские линии — систему укреплений от Антверпена до Намюра (валы, запруды, частоколы и засеки). Размышляя, как спасти от полножопия кампанию, на которую у него были такие грандиозные планы, Мальборо решил прорвать эти линии. На самом деле, само по себе их преодоление не было большой проблемой — на отдельных участках это делали голландцы и в 1704, и в 1705 году. Однако прорыв на большом фронте всей армии был чреват практически обязательным сражением с главными силами неприятеля. Любой обычный генерал выбрал бы для этого самое слабое место. Однако маршал Вильруа как раз был таким обычным генералом (в отличие от Буффле, Вильяра или даже Марсана), и он был бы к такому готов, вовремя подтянув силы и устроив сражение на линии, используя силу укреплений. К тому же у него было небольшое преимущество — 73 000 солдат против 70 000 у союзников. Поэтому в самом слабом месте Мальборо решил устроить ложную демонстрацию, а удар нанести в самом сильном месте Брабантских линий.
Но Генеральным Штатам, по уже складывавшейся традиции, было сказано другое — прорывать будут на самом слабом участке, промеж Намюра и Мееня. Голландские генералы оказались не так уж и тупы — туда сбежится вся французская армия, заявили они. После длинных срачей военный совет разрешил рвать линии, снова указав на недопустимость сражения без предварительного разрешения Штатов. Герцог распространил в войсках весть о том, что двинется на Синкт-Трёйдент и пойдет оттуда на юг, через реку Меень, чтобы атаковать линии в слабейшем их секторе. И этот маневр был сделан — но не всей армией, а только голландским корпусом Оуверкерка, который 17 июля выступил на Синкт-Трёйдент, а затем повернул на Меень и встал лагерем на берегу. Вильруа тут же стянул к реке 40 000 человек, сочтя, что движение на Синкт-Трёйдент было обманом.
![Мальбру в поход собрался - 31 Мальбру в поход собрался - 31](/images/main/malbru-v-pohod-sobralsya-31-00f08d.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/35514d7d276617cb353ed9b98643ae8ca148d9df/bag4dosqQFImCJ_ByenjfqfRY84Alhba10aNnHC8pNqEWoeLWmbcYULzLIa5QSbwTytOo-g8ziy6vMa_nqOveXsVTPDa-JWNOAP2Cvs9FvhNSe-eEVtz2JXzSx3-KAenWmsnWV6SOlbTS7h4enhQ5w)
Лейб-гвардия архиепископа Кёльна
Потому когдамест на Синкт-Трёйдент и оттуда на Ланден ночью 18 июля 1705 года двинулся герцог, никто не обратил на это внимания. Так что Брабантские линии были форсированы сразу в трех местах — Эликсеме, Ванге и Ормаале, войска перешли речку Малый Гет, не встретив никого, кроме французских наблюдательных постов. Всего в первой волне переправились около 14 000 солдат. Генерал-лейтенант Ив де Турзель, маркиз д’Алегр, смог собрать 33 эскадрона баварской, испанской, кёльнской и французской кавалерии (около 3 000 человек), и послал за 11 батальонами, стоявшими в пяти милях от него (еще около 10 000). Не дожидаясь подхода пехоты, французы атаковали в 6:00 , рассчитывая на внезапность. Но у Эликсема кавалькада вынуждена была остановиться — ей преградила путь дорога, шедшая по дну оврага с очень крутыми откосами. Англичане с другой ея стороны безнаказанно палили из окон домов, а потом переползли овраг и отогнали врага от него подальше. Тем временем подтянулась кавалерия союзников — около 50 эскадронов, но переправиться через дорогу в овраге успела только половина из них. Однако ждать было нельзя — к французам подходила и строилась за конницей пехота.
Подоспевший сразу после 7:00 Мальборо приказал кавалерии атаковать. Численное неравенство было нивелировано — в первой волне против союзников вышли тоже 25 эскадронов, в том числе баварские кирасиры. Шесть английских драгунских полков их успешно стоптали, как и подскакавших на выручку пять эскадронов, среди которых лейб-гвардия кёльнского архиепископа — с помощью второй волны конных голландцев и немцев. Сам Мальборо в гуще боя едва не был убит — баварский офицер замахнулся на него палашом, но… свалился с лошади. Д’Алегр был захвачен в плен, его отряд бежал — только пехота, выстроившись в большое каре, доблестно и успешно отошла с боем. Полная победа. Но что ответит Вильруа — ведь уже вся армия союзников перешла Брабантские линии?.. В 10:00 подошли голландцы. Как сломанные часы, Слангенбурх один раз показал правильное время, заявив: «Нам нечего тут делать, нужно идти на Лёвен или Парк!» Герцог и сам был того же мнения — надо перехватить у Вильруа возможный путь отхода к Антверпену: «Я счастлив… слышать, что вы одного со мной мнения, ведь я рассуждаю так же; полагаю, мы должны идти дальше, и я прошу вас отправиться к своим и объяснить дело вашим генералам». Но Оуверкерк заявил, что его солдаты последние полтора суток опухли от маршей, и им нужен отдых. А не надо было врать про слабый пункт и делать из нас дураков, про себя добавлял голландский фельдмаршал…
![Мальбру в поход собрался - 31 Мальбру в поход собрался - 31](/images/main/malbru-v-pohod-sobralsya-31-9ba7e3.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/fd49f6c55bdd3558435d35ab2c6d756b4342fbb2/bag4dosqQFImCJ_ByenjfqfRY84Alhba10aNnHC8pNqEWoeLWmbcYULzLIa5QSbw1EUK7lo5--pInYaziB2EhSEgLRD0Cp72i0sUxDX6zk5XNt4bRXC6X7GcV6Gt1K_2)
Баварский кирасир
Чувство глубокой усталости не проходило у нидерлендеров до 22 июля 1705 года, когда они наконец-то согласились идти на Диль, но тут зарядили дожди, превратившие ровную аки доска Фландрию в болото. Да и решимость Генеральных Штатов и их генералов снова «подупала». Давя авторитетом, Мальборо на военном совете 29 июля выцарапал у них согласие атаковать Вильруа. План был в том, чтобы снова обмануть маршала — показав намерение напасть севернее Лёвена, ночью обойти город с юга и переправиться через Диль. Но на сей раз французы не купились — практически никто не поскакал на левый фланг с правого, стояли «непокобелимо». Авангард, тем не менее, успешно захватил плацдарм, но англичане в темноте отстали, и к реке вышли только голландцы, которых Слангенбурх убедил не атаковать. Мальборо прискакал в штаб союзников, упрашивая их перейти Диль, но Слангенбурх был «копонебелим», а Оуверкерк хранил хмурое молчание. Пришлось отдать приказ эвакуировать плацдарм. Герцогу оставалось только в стопятьсотый раз сказать про себя — гребаные трескожуи!..
|
</> |