Царское Село. Дача П. П. Чистякова
babs71 — 22.08.2022 Одна из интересных "внепарковых" достопримечательностей Царского Села - дом-музей П. П. Чистякова (Московское шоссе, 23).Дом этот был построен в 1876-м году по проекту архитектора А. Х. Кольба
Чертежи дома представлены в экспозиции музея:
Владельцем же его был художник Павел Петрович Чистяков, дом-музей которого размещается в наши дни в этом здании
На этом семейном фото он как раз сидит на веранде дачи в центре кадра:
Надо заметить, что Чистяков - художник далеко не первой величины, так что чисто за художественные дарования вряд ли он удостоился бы устройства музея в его доме.
Однако помимо таланта художника Чистяков имел другой, куда более важный дар - талант педагога.
Его учениками были практически все выдающиеся русские художники конца XIX - начала XX века: Репин, Суриков, Василий и Елена Поленовы, Виктор Васнецов, Рерих, Сомов, Борисов-Мусатов, Серов, Коровин, Головин, Грабарь, Нестеров...
При этом Репин и Поленов ходили к нему учиться рисунку уже после окончания Академии Художеств!
Особенно впечатляет разнообразие творческих манер этих живописцев. Как вспоминал Виктор Васнецов: «Павел Петрович был враг шаблона. Он никогда не держался единой для всех программы. Наоборот, он каждому отдельно умел указать дорогу к дальнейшему индивидуальному развитию. Он был посредником между натурой и учеником, ничего не навязывая, и каждый, уразумевший его взгляд, чувствовал под ногами прочную почву»
При этом учил Чистяков очень жестко и с учениками не сюсюкал (в наши дни его скорее всего дружно ругали бы за жестокость).
Его излюбленную методу работы с новыми учениками хорошо описывает в своих мемуарах Игорь Грабарь: «Придя в мастерскую, новенький в восторженном настроении садился перед моделью и начинал ее рисовать, а иногда и прямо писать. Являлся Чистяков, и, когда очередь доходила до него, учитель принимался разбирать каждый миллиметр начатого этюда, причем свою уничтожающую критику сопровождал такими прибаутками, словечками, усмешками и гримасами, что бедняка бросало в холодный пот и он готов был провалиться от стыда и конфуза в преисподнюю. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить, и даже не с гипсов, а „с азов“. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: „Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше…“ На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать „новенькому“ воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша. „Нет, — говорил он ему, — карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить“. И ставил детский кубик».
Заглянем в дом.
Поднимаемся на второй этаж, в мастерскую:
Спускаемся обратно по другой лестнице:
В одной из комнат первого этажа небольшая выставка работ учеников Чистякова из коллекции И. И. Бродского.
Сомов:
Нестеров:
Серов:
Репин:
|
</> |