"И такие Гоголи, чтобы нас не трогали".

топ 100 блогов babs7121.08.2022 Николай Васильевич Гоголь - великий русский писатель, поэтому естественно, что в Москве в конце Гоголевского бульвара стоит посвященный ему памятник. Куда более необычен тот факт, что менее чем в четырехстах метрах от него стоит, а вернее сидит, еще один Гоголь. Истории этих двух монументов (которые я отснял во время предпоследней поездки в Москву) и будет посвящен сегодняшний пост. Вот они:
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Идея поставить в Москве памятник Гоголю возникла в 1880-м году и Общество любителей российской словесности развернуло сбор средств на монумент. Средства собирались не быстро, но к 1896-му году перевалили за 70 тысяч рублей. В том же, 1896-м году был образован и комитет по сооружению памятника. К 1900-му году местом для установки памятника была избрана Арбатская площадь, а в 1901-м году был объявлен конкурс на создание проекта памятника. В соответствии с условиями конкурса памятник должен был изображать Гоголя "в сидячем положении, в костюме времени жизни писателя". Отдельно оговаривалось, что "никаких аллегорических фигур в проекте памятника не допускается".
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
На конкурс поступило 46 проектов, а среди участников были такие известные скульпторы, как Р. Р. Бах, и П. П. Забелло. Хотя премии и были присуждены, результат организаторов не удовлетворил. Корреспондент "Нового времени" ехидничал: "Видел проекты памятника Гоголя премированные и непремированные. Как те, так и другие ничего не оставляют желать лучшего: писатель сидит с головой склоненной направо, с головой склоненной налево, с головой склоненной прямо, с ногой на ногу, обе рядом, обе врозь".
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Коль скоро конкурс не помог решить проблему, комиссия прибегла к волевому решению, и в 1906-м году с предложением о разработке проекта памятника обратились к скульптору Н. А. Андрееву. Кандидатуру именно этого скульптора предложил известный художник и коллекционер, председатель совета Третьяковской галереи И. С. Остроухов. 28 апреля 1906 года комиссия одобрила проект (Андреев представлял его комиссии в саду дома Остроухова) и скульптор получил заказ на изготовление памятника.
27 мая 1907 года состоялась церемония закладки памятника, а летом того же года - "примерка" будущего памятника: на месте будущего памятника установили деревянный щит с его изображением в натуральную величину.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года. Церемония прошла негладко. Арбатская площадь была залита грязью из-за прошедшего накануне дождя. Трибуны для зрителей церемонии признали негодными, а спекулянты взвинтили цены на билеты. Во время выступления председателя комиссии, городского головы Н. И. Гучкова один из фотографов затеял скандал и мешал ему выступать. Однако главным скандалом оказался сам памятник.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
На этом кадре хорошо видны пустые трибуны (из-за их сомнительной надежности было решено зрителей на них не пускать):
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Большинство зрителей, вероятно, ожидали увидеть изображение гения в расцвете творческих сил, но вместо этого Андреев создает трагический образ уставшего и разочарованного человека незадолго до смерти. И в этой связи нельзя не восхититься мужеством членов комитета по строительству памятника, принявших на себя ответственность за столь рискованное решение.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Критик Сергей Яблоновский (С. В. Потресов), который увидел этот памятник за месяц до открытия, писал: «Не захотят многие этого памятника с больным Гоголем, не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Может быть, они правы. Может быть, необходим другой памятник Гоголю — памятник могучему творческому гению, но нужен и этот... Страшный, кошмарный символ».
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Его оценка оказалась верной. Уже 29 мая 1909 года "Петербургская газета" опубликовала заметку "Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом", где говорилось: "Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим". Среди возмущавшихся этим памятником были не только "профаны". Так, известный художник М. А. Нестеров считал, что "для Андреева нет пощады" за то, что он изобразил Гоголя "умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного".
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Впрочем, были у памятника и сторонники. Например, восхищался памятником И. Е. Репин: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Николай Андреевич Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства". Интересен раздор в семействе Толстых - великому писателю памятник понравился, а вот его жене - нет.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Единственное, что одобряли даже те, кому памятник в целом не нравился - барельефы с героями основных произведений Гоголя,размещенные на постаменте.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород" (для образа Тараса Бульбы позировал В. А. Гиляровский):
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
"Ревизор":
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
"Мертвые души" (для образа Коробочки скульптору позировала сестра Гоголя Ольга):
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
"Петербургские повести":
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Так или иначе, памятник остался стоять на своем месте вплоть до 1951-го года. Однако еще в 1936-м году судьба памятника была решена. Председатель Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР П. М. Керженцев писал в своей записке на имя Сталина и Молотова, что "памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева ... не передает образ великого писателя-сатирика, а трактует Гоголя как пессимиста и мистика, причем само исполнение памятника несвободно от ряда существенных недостатков и несет в себе элементы эклектики", а следовательно необходимо "установить в Москве новый памятник Гоголю, отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика". И Сталин, и Молотов согласились с этим предложением (вполне возможно, что именно Сталин и был его инициатором), и в 1936-м году был объявлен конкурс на новый проект памятника.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
К организации конкурса подошли серьезно, вплоть до того, что всем участникам конкурса вручали специальную папку, в которой были проект будущего вида Арбатской площади, все известные изображения Гоголя и брошюра с цитатами из воспоминаний о нем:
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Однако воспользоваться результатами первого конкурса помешала война. После войны был проведен еще один конкурс, победителем в котором стал известный скульптор Н. В. Томский.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
В 1951-м году памятник работы Андреева сняли и отправили в Донской монастырь (он использовался как музей скульптуры и архитектуры), а 2 марта 1952 года на его месте открылся новый памятник.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Гоголь Томского выглядит куда более жизнерадостным, чем Гоголь Андреева, явно осчастливленный тем, что Советское правительство признало его великим русским художником слова.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Ведь именно так и звучит надпись на постаменте - не просто памятник Гоголю, а памятник "от правительства Советского Союза".
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Кстати, Томский рассматривал и иной вариант памятника, где Гоголь делает записи в записную книжку указаний товарища Сталина.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
В целом, памятник Томского вышел, конечно, гораздо более скучным и официозным, "не то водевильный артист, не то столоначальник, лишенный всякой индивидуальности и поэзии", как определил его В. П. Катаев.
Среди москвичей ходила эпиграмма:
Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя — помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит — для смеха!
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Сам Томский, кстати, также не считал этот памятник своим успехом, и говорил, что это самый неудачный из его монументальных проектов.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
К счастью, памятник работы Андреева недолго простоял в Донском монастыре. Уже в 1959-м году, к 150-летию со дня рождения Гоголя его перенесли в сквер рядом с домом, в котором Гоголь жил и в котором скончался.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Еще одна интересная деталь. В ансамбль первоначального памятника Гоголю входил не только сам памятник, но и фонари, также созданные по проекту Андреева. Когда меняли памятники, фонари менять не стали и они по прежнему стоят на изначальном месте, теперь уже в компании нового Гоголя.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Фонари эти выглядят весьма необычно.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
Они опираются на спины львов
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.
А сверху украшены птичьими головами и фигурой, держащей шар:
И такие Гоголи, чтобы нас не трогали.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Знаем про дисциплинированность японцев, позволившая стране за относительно небольшой срок после войны превратиться в экономическую державу. То что, мы не знаем, это как японцам удалось это сделать. Пенсионеры. В Японии 23% населения пенсионеры. Пенсионный возраст  - 65 лет. Пр ...
Есть в жизни вещи непреходящие, timeless, как говорится, classic. Зимой и летом одним цветом. Одна из таких вещей - запев "общеизвестно, что". На днях как раз попался прекрасный образчик: Все, наверное, в курсе, что новейшие исследования на тему "Чем женщины и мужчины отличаются ...
Современное искусство - очень разное. Есть беспредметная мазня (хотя, сейчас-то её мало - она была в моде лет 100 или хотя бы 60 назад), а есть - шикарные проявления и их больше. Вот, например, жестокий и прекрасный пост-пост-модернизм во всей красе. Ольга Суворова (род. 1966). ...
Позавчера записалась в сообщество, поэтому может быть по моему вопросу вы уже высказывались, но если не будет трудно - пожалуйста, ответьте кто пробовал: 1. Помогает ли репейное масло улучшить состояние и густоту ресниц? Если да - то как долго вы ...
Продолжаем тему Масленицы в театре Еще одна знаменитая театральная постановка, действие которой начинается во время Масленицы - это опера Н.А. Римского-Корсакова  "Снегурочка". В начале оперы во время прощания Снегурочки с Дедом Морозом и Весной появляется  толпа ...