Петербург. Доходный дом маркиза А. Ф. Паулуччи
babs71 — 26.07.2022 Вновь вернемся к творчеству архитектора М. А. Макарова. Одна из последних его построек - бывший доходный дом маркиза А. Ф. Паулуччи, который занимает сквозной участок между Большой Морской улицей и набережной реки Мойки (Большая Морская ул., 36/ наб. р. Мойки, 81). При этом фасады дома по разным улицам совершенно непохожи друг на друга, хоть и строились одновременно.К началу 1870-х годов на Большой Морской стоял трехэтажный дом в стиле раннего классицизма, а на Мойке - полутораэтажный особняк. По первому проекту, разработанному осенью 1872-го года предполагалось надстроить дом на Большой Морской четвертым этажом и фотографическим павильоном, изменив характер фасада. На Мойке предполагалось построить трехэтажный дом с двумя эркерами, к которому справа примыкал дополнительный объем на три оси. Такое решение Макарова не совсем понятно (оно было бы логичным, если бы сам особняк подвергался перестройке, однако его планировали снести целиком, так что можно было бы сделать и полностью симметричную композицию).
Проект был официально одобрены в конце 1872 - начале 1873 года, однако уже летом Макаров значительно переработал свой проект. Теперь все существующие постройки сносились и участок заново застраивался по периметру, лицевой корпус по улице теперь становился пятиэтажным, а по набережной - четырехэтажным (при этом фасад его становился симметричным). Интересно, что фасад по Мойке долго не утверждали, поскольку в инстанциях находили его "слишком пестрым и изысканным". Однако домовладелец, ссылаясь на "ненастную погоду" поспешил начать строительство и осенью 1873-го года фасад наконец согласовали. Само же строительство дома завершилось в 1874-м году, а поскольку Макаров зимой 1873-го года скончался от апоплексического удара, достраивал дом его бывший помощник А. В. Иванов.
Фасад по Большой Морской был оформлен с использованием мотивов ренессанса и стиля Людовика XVI, и смотрится не очень впечатляюще.
В 1875-м году журнал "Зодчий" писал о нем: "Он составлен из старых остатков существовавшего здесь дома и из новых частей, и фасад его, в стиле всевозможных ренессансов, имеет характер произведения, сработанного разными средствами и в разное время. Но стоит только взглянуть на соседний дом... чтобы остановить глаз с величайшим удовольствием на детище Макарова".
Новинкой было создание в двух нижних этажах больших окон-витрин, для расположенных там магазинов. В результате нижние этажи были слабо декорированы, зато многочисленные декоративные детали разместились на трех верхних этажах, предназначавшихся для жилья. Известный архитектор В. А. Шретер говорил в 1873-м году, что такая композиция производит "впечатление отсутствия солидности и рациональности", но раз потребность в устройстве "крупных магазинных окон существует - художнику приходится приниматься за решение поставленной задачи".
Интересно, что фасад здания Макаров намеренно сделал асимметричным, подчеркнув асимметрию массивным эркером, размещенным на дополнительном звене.
Если фасад по Большой Морской рецензент "Зодчего" одобрил "сквозь зубы", то фасад по Мойке он признал "весьма удачным".
По мнению современников , прототипом фасада служил венецианский Дворец дожей. Впрочем Б. М. Кириков считает, что сходство с Дворцом дожей весьма условное и скорее "можно уловить отдаленное сходство с более камерными венецианскими палаццо".
В любом случае фасад получился очень изящный и обращающий на себя внимание, с богатой и изысканной деталировкой.
Напоследок заглянем во двор здания:
|
</> |