Люди Белого Коня - 5
qebedo — 29.01.2019Эрлы и кэрлы (окончание)
В раннем Уэссексе (а это королевство важно тем, что в итоге именно оно объединило все остальные и создало Англию) социальная структура общества была похожа на ту, которую изображают законы Кента. Правда, у «западных саксов» с самого начала разрыв между эрламы и кэрлами был больше — если простой общинник оценивался вергельдом в 200 скиллингов, то за эрла назначали 1200, то есть знать была в 6 раз дороже. В VII и VIII веке уэссекские законы рассказывают о нетипичном явлении — купец, «трижды побывавший за морем» (в большой торговой экспедиции) становился тэном (то есть, короли явно поддерживали и стимулировали международную торговлю). Существовала в Уэссексе и уникальная группа — безземельные гезиты (siexhinde — «шестисотенник», то есть тот, за кого давали вергельд 600 скиллингов), которые, если приобретали земельный надел не менее чем в три гайды, могли перейти в ряды twelfhinde («двенадцатисотенников», то есть знать — тех, за кого платили 1200 скиллингов).
В Уэссексе появилось и то, что определяло сельскую Англию вплоть до ХХ века — положение, при котором знатный помещик становился «покровителем» всех крестьян в округе, даже тех, кто не был формально от него зависим. Такого «авторитетного заступника» звали hlaford (hlaf + weard, хлеб + защита, «спасающий хлебом»), постепенно это слово получило значение «господин», и от этого слова произошло современное лорд (а леди — от hlæfdige). Кто такой хлафорд? Это человек, либо давший кэрлу ссуду, за которую тот стал обязанным, либо выполнивший за кэрла какую-то повинность (в основном уплату налогов, либо же штрафов за правонарушение) с тем же результатом. Постепенно большинство кэрлов попадали в такую «зависимость благодарности» от хлафорда (каковым был, естественно, человек знатный — эрл, или тэн). Законы короля Этельстана (Х век) уже прямо предписывают каждому человеку иметь хлафорда (или же landhlaford'а — «господина земли», каковыми были крупные тэны и эрлы, а в современном английском это лэндлорд), а у кого его нет — тот вор и бандит. Именно через институт «господина» закреплялась феодальная зависимость — без его разрешения зависимый кэрл не имел права переселиться в другой регион.
Естественно, что раз в Уэссексе «усилялся прижим», то тут возникают и новые группы зависимых и полузависимых людей. Например, гениты — обязанные платить «господину» денежную ренту, продовольствие (обычно свиную тушу в год) и отрабатывать на него определенное число времени (пахота, выпас скота, починка изгородей и пр.). Они же содержали проезжавших через деревни чиновников короля или эрла, охраняли территорию «конно и оружно» (что заставляет подозревать в них попавших в кабалу кэрлов). У гебуров все повинности были тяжелее и больше, плюс инвентарь, скот и надел они уже получали от хлафорда, а не имели в собственности. Котсетлам было еще хуже — если гебурам выдавали четверть гайды (виргату), то им — всего по пять акров, их больше всего обременяли барщиной (три дня в неделю во время жатвы и каждый понедельник в прочее время). Зато котсетлы не платили оброков. Все вышеперечисленные отдавали пенни с очага королю в год (перед Пасхой) и обязаны были являться в фирд (ополчение). Чем и отличались от сохранявшихся эснов и рабов.
Естественно, ежели я не остановлюсь отдельно на положении женщины в англосаксонском обществе, то буду побит каблучными шпильками — XXI век диктует свои суровые законы. Роль женщины позволяют оценить все те же «варварские правды» (своды законов) — например, Уэссекса. В самом древнем, «Законах короля Инэ», женщины фигурируют только в статьях о кражах — но не как воровки, а лишь соучастницы (если украл без ведома жены — штраф 60 скиллингов, если с ведома — вся семья в рабство).
Естественно, тщательно регулировали законы вопросы, связанные с приданным — для англов вообще характерно отношение к браку как к имущественной сделке, причем не только с женой, но и с ее родней, которая могла предъявить претензии в «несоблюдении контракта» и взыскать приданное. Впрочем, и муж мог получить обратно «утренний дар» (деньги и имущество, составлявшее неотъемлемую собственность жены, гарантия того, что она не пойдет по миру с «левым» мужем) и «выкуп невесты», если жена или ее родичи вели себя неподобающе — брак есть движение в обе стороны. Также отдельно оговаривались преимущества и права вдов — их содержание ложилось на плечи родни мужа (тогда как дети уже были в его роду, и их поддерживать полагалось по определению). Привилегированную группу женщин составляли аббатисы — они, естественно, имели много имущественных и хозяйственных прав.
В «Законах короля Альфреда» права и обязанности женщин расширяются. Во-первых, появляется принцип сословности — вергельд за убийство англки зависит от вергельда ее мужа, а если ее убили беременной — еще и половину вергельда за отца ребенка (причем требовать возмещение имел право род матери). Появились и наказания за преступления супротив монахинь — эту категорию женщин явно начали усиленно охранять.
Уникальный «англский дух» породил и «вергельд за блуд» — ежели женщину уличали в супружеской неверности, то совратитель платил 1/10 вергельда ее мужа (1200 скиллингов за убийство эрла — 120 скиллингов за наставление ему рогов). Появились наказания и за преступление против девиц. Наконец, с VIII века женщины получили право приносить в суде очистительную присягу — то есть, были признаны субъектами уголовного права.
По вопросу же [не]принуждения вступления в брак имеются противоположные точки зрения — одни исследователи настаивают, что женщины «в целом были вольны», другие указывают, что в «Законах короля Этельреда» есть норма о том, что укравший невесту мог на ней официально жениться, если заплатит компенсацию — и всё (никаких согласий). Зато в имущественном отношении англки могли завещать, наследовать и иметь собственность — то есть, были субъектами имущественных отношений наравне (не во всем, но во многом) с мужчинами.
|
</> |
https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.