Якорный балет - 10

Идет война Сирийская...
Историки дружно отмечают две вещи — у Антиоха III не было особой нужды воевать с «популюскве романусом», а беглого полководца Аннибаса он «юзал неправильно», не дав ему сразу верховное главнокомандование, легионы слонов, пехоты, кавалерии и не отправив в Италию... И оба раза, ИМХО, грешат упрощением и модернизацией. Что значит не имел особых причин — мог без ущерба «для в целом империи» отказаться от греческих городов на побережье Малой Азии, или от завоеваний во Фракии? Так ущерб для эллинистического монарха не измеряется только в марксистском «дебете-кредите» и пошлых материалистических вопросах «владения-невладения». Антиох III был обожествлен, причем при жизни, как любой эллинистический монарх, то есть занимал в собственном сознании и в сознании всех жителей империи место где-то возле Зевса, ну или, по крайней мере, сразу за Аполлоном, Дионисом или Гераклом. Как можно без ущерба «для маны» отнять что-либо у бога? И кто может безнаказанно «катить» на него?..

Что же до Аннибаса (он же Хнб'л, он же Ганнибал), то лично я согласен с авторитетным мнением, научно изложенным тут (внимание, требуется регистрация, но это научный ресурс, а не вирусная помойка). Человек застрял в своем «героическом прошлом» и жаждал выиграть уже проигранную войну. Ну, и что было бы, дай царь «побитому собакену» новую армию, которую тот жаждал утащить обратно в Италию? Пуническая война 2.1? Сципио[н] жив, его ветераны тоже, руки Заму помнят... Как говорил один умный человек одному «сыну не своего отца», «ваши рыжие кудри примелькаются, и вас начнут попросту бить». Требовалось «что-то нового», но «старик из Кархедоны» явно не имел ничего такого в запасе.
К тому же Мегас точно не нуждался в тотальной войне на уничтожение врага, ему скорее хотелось «небольшую победоносную», не выходя за рамки Греции, навроде только что удачно завершившейся 5-й Сирийской — повоевали, победили, заключили почетный мир, приросли немного землицей. То, что с «сенатусом и популюскве» такие фокусы не проходят, и они даже у стен столицы будут драться только на победу, еще никто не знал — «римлянцы, совграждане, друзья» только-только появились на границах эллинского мира, и никто толком в их «национальном характере» еще не разобрался.

В общем, царь «ввел в круг» знаменитого беглеца, но большой воли ему не давал — какие-то эмиссары Аннибаса (или даже он сам) проникали в Африку, но ничего не добились, подтвердив бесперспективность «западного проекта». Не желая «закрывать все двери», в 193 году Антиох III отправил в Рим посольство во главе со стратегом Зевксисом, но тот смог добиться от «сенатуса» лишь отсрочки решения объявить войну и снаряжения нового посольства к царю. «Романусы» приплыли в Эфес, однако царь воевал в Писидии (горный край в центре Малой Азии) против отложившегося от него города Сельге, так что встреча состоялась во фригийском городке Апамея.
Увы, но посланцы «популюскве» никакой склонности к компромиссу не проявили — они по-прежнему требовали очистить Фракию и освободить греческие города в Малой Азии. В воздухе запахло войной, и запах сей привезли с собой посланцы Этолийской симмахии (союза) — объединения наименее развитых, то бишь наиболее диких и воинственных горных племен Западной Греции с более продвинутыми, но тоже мелкими племенами Средней Греции, которые по своим причинам уже решили воевать с «романусами» и искали себе сильного союзника. Этоляне принялись склонять Антиоха III высадиться с войском прямо в Греции и «схватить вражеского быка за рога», обещая, что практически всё «честное эллинство» выступит на его стороне — ну, может быть только подлые ахеяне (из Ахейской симмахии — старого и непримиримого врага этолян) будут против и помогут римлянам.
Жребий был брошен, Рубикон перейден, мост сожжен — этоляне развязали в 192 году Этолийскую войну с Римом и его союзниками (каковыми стали ахеяне и Филипп V Македонский, вонзивший нож в спину «благородному эллинству»), а Мегас осенью того же 192 года высадился в Греции близ Деметриады (в Фессалии) с 10 000 пехотинцев, 500 кавалеристов и 6 слонами (явно рассчитывая на подкрепления от союзников), начав свою собственную войну — римские историки назвали ее Сирийской, остальные же, чтобы не путать с селевкидско-птолемейскими войнами, Антиоховой.
Предательство Филиппа V (которым двигала ненависть к этолянам, его старым врагам) спутало все карты. Далеко не все полисы Греции кинулись присоединяться к царю. Так что зиму 192-191 года Антиох III потратил на малопонятные нынче историкам вещи — переправился на Евбею, захватил Халкиду и женился там на какой-то дочери горожанина, которую также звали Евбея. Царю было 52 года, и объяснить сие (первая жена Лаодика III была «вроде как» еще жива, к тому же девица не обладала знатностью — классический мезальянс) можно было лишь «кризисом предстарческого возраста». Полибий еще и обвиняет царя в чрезмерном пьянстве.

Так что у «популюскве романусов» было достаточно времени, чтобы набрать армию, высадится в Греции и нагрянуть на Антиоха III. Поскольку консул Маний[ус] Ацилий[ус] Глабрио[н] располагал 20 000 пехоты, 2000 кавалерии и 15 слонами, а этоляне привели к Мегасу всего 2000 пехоты, царь решил летом 191 года обороняться в самом знаменитом из узких мест Греции — Фермопильском проходе. Свои 10 000 пехотинцев и 500 всадников вкупе с неизвестным уже количеством слонов он расположил поперек прохода, а чтобы не получилось, как у царя Леонида[са] супротив персов, на «той самой тропе» поставил этолян.
Судя по всему, «великий Аннибас» к руководству сражением руку либо не приложил (почему — вопрос вообще без вариантов ответа), либо приложил, но снова криво. Избежать повторения «старого сценария» не вышло. Покамест сирийцы и «романусы» рубились супротив друга без особого результата, два посланных Глабрио[ном] легата Луций[ус] Валерий[ус] Флакк[ус] и Марк[ус] Порций[ус] Като[н] [Тот Самый] пошли по «тропе предательства» и скинули с нее этолян, после чего набросились на войско Мегаса с тыла. Сирийцы, естественно, ударились в панику и бежали. Точное число потерь неизвестно, римские байки про 10 000 перебитых врагов и всего 200 умерших себя просто нелепы. Воинство Антиоха III взбежало на корабли и покинуло Грецию, отправившись в Эфес...
|
</> |
https://bit.ly/2Td5Mlx
ПУТЕШЕСТВУЙ И ЗАРАБАТЫВАЙ ОТ 10 000 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ
Гарантия возврата денег.