
Танки 25-й танковой бригады в боях на Минском шоссе. Часть 2-я.

В этой записи рассказ пойдет о причинах неудачи частной наступательной операции войск 5-й армии по овладению поселком Дорохово Рузского района Московской области 26 октября 1941 года, а также о судьбе экипажа танка КВ капитана Синяговского.

На вышеприведенном снимке для привлечения внимания запечатлен танк КВ-1 выпуска октября 1941 года. Каких-то особых возражений его привязка к танкам 25-й танковой бригады в предыдущей записи не вызвала, так что будем считать эту версию вполне рабочей.
23 октября 1941 года немцам удалось захватить поселок Дорохово к востоку от Можайска и расположенный рядом с ним перекресток дорог. Для того чтобы не дать возможности противнику использовать рокаду через Дорохово штаб Западного фронта приказал командующему 5-й армии генералу Говорову отбить Дорохово. Для этой операции Говорову выделялась только что прибывшая из Монголии в район Загорска 82-я мотострелковая дивизия и отдельный гвардейский минометный дивизион. На месте планировалось усилить её танками 22-й и 25-й танковых бригад 5-й армии.
К сожалению, операция планировалась весьма поспешно в расчете на внезапность для противника действий крупных сил Красной армии на Дорохово.
Расчет, надо сказать, оправдался полностью. Занимавшие деревни Труфановка и Капань к востоку от Дорохово подразделения 19-го пехотного полка 7-й пехотной дивизии о появлении перед ними свежей мотострелковой дивизии до момента нашей атаки даже не подозревали и планировали утром 26 октября начать продвижение на восток.
Как ранее уже говорилось, основной удар с фронта на Дорохово наносила 82-я мотострелковая дивизия. Её части поддерживали танкисты 22-й танковой бригады. Танки "усиленного" танкового батальона 25-й танковой бригады, мотострелковый батальон которой оставался на обороне Кубинки, должны были обойти через Брыкино, Анашкино и Хомяки немецкую группировку с юга и отрезать её в районе перекрестка дорог к юго-западу от Дорохово путь отступления на запад. Начало общей атаки было запланировано на 9.20 26 октября 1941 года.

Штаб 25-й танковой бригады о том, что утром 26 октября предстоит наступать на Дорохово, узнал только поздним вечером 25 октября. После этого командир бригады приказал произвести разведку направления атаки с обходным маневром, которая в связи с наступившей темнотой произвести не удалось.
Кроме того, собственно в "усиленном" танковом батальоне 25-й ТБР произошли события, которые также самым непосредственным образом повлияли на конечный результат.
Вечером 25 октября в расположении батальона в лесу восточнее деревни Ляхово в результате артобстрела погиб командир батальона тяжелых и средних танков 25-го танкового полка капитан Пархоменко Кузьма Иванович (ОБД Мемориал), который командовал "усиленным" танковым батальоном 25-й ТБР. В это же время согласно информации из документов бригады внезапно заболел и был отправлен в лазарет командир 25-го танкового полка подполковник Кобзарь Иван Гаврилович.
Поэтому в командование "усиленным" батальоном вступает заместитель командира 25-го танкового полка по строевой части капитан Синяговский Николай Федорович, который в начале войны служил в должности помощника начальника оперативного отдела штаба 10-го механизированного корпуса Северного фронта.

Капитан Синяговский Николай Федорович
Задачу на наступление новому командиру "усиленного" батальона командир 25-й танковой бригады полковник Таранов поставил только в 5.30 утра 26 октября. Занять исходный рубеж в районе Брыкино удалось только к 10.30, так как стоящие в засадах малые танки не были готовы к движению и утром с трудом завелись. Кроме того, оказалось, что в темноте заняли не тот исходный рубеж, который на карте указал полковник Таранов.
За "плохую организацию атаки" командир бригады снимает капитана Синяговского с командования "усиленным" батальоном, который сосредоточился для атаки в количестве 17 танков, в том числе три танка КВ и семь Т-34. Новым командиром батальона был назначен начальник штаба 25-го танкового полка капитан Киндеев Алексей Андреевич.
Наведя суету и не изменив направления атаки, полковник Таранов куда-то скрылся. Между тем оказалось, что перед танками 25-й ТБР по направлению Брыкино - Анашкино находится довольно густой лесной массив с размытой дождями дорогой. И, так как все сроки перехода в атаку сорвались, комиссар 25-й танковой бригады батальонный комиссар Аганин приказал начать движение по первоначальному плану.
В этот момент из леса показались немцы из 3-го батальона 62-го пехотного полка 7-й пехотной дивизии, которые не подозревали о событиях, разворачивающихся к северу от Минского шоссе, и действовали по дивизионному приказу на 26 октября. Танкисты 25-й танковой бригады их немедленно загнали обратно в лес, захватив две противотанковые пушки и несколько повозок. Немецким донесением утрата в этом боестолкновении, которое произошло в районе 12 часов 26 октября, двух пехотных пушек подтверждается.
Однако от движения вглубь занятого вражеской пехотой лесного массива при полном отсутствии своей пехоты капитан Киндеев отказался и решил в 13 часов вывести батальон к Минскому шоссе в район деревни Ляхово. К 16 часам батальон вышел к Минскому шоссе.

Теперь расскажу о том, как развивались события в полосе 82-й мотострелковой дивизии, где атака началась в 10 утра 26 октября.
Благодаря достигнуто внезапности, здесь первоначально сопутствовал успех. Частям 210-го мотострелкового полка с танками 22-й танковой бригады удалось отбить деревню Труфановка, отбросив к северу 3-й батальон 19-го пехотного полка. В деревне удалось захватить автотранспорт и противотанковые орудия одной из рот противотанкового дивизиона 7-й пехотной дивизии. К сожалению, при этой лобовой атаке еще не участвовавшая в боях пехота 82-й МСД "...понесла большие потери, которые можно было значительно уменьшить".
А вот наступавший вдоль Минского шоссе 601-й мотострелковый полк овладеть деревнями Капань и Хомяки не сумел. Вторично организованная около полудня атака также результата не дала.
И лишь в результате организованной в 16.30 атаки с участием танков 25-й танковой бригады, о которой рассказывал в предыдущей записи, деревню Копани удалось взять, но общее наступление на Дорохово успехом не увенчалось. Напомню, что из той атаки не вернулся танк КВ, в котором в атаку пошел капитан Синяговский, а также оставленная для удержания района перекрестка дорог юго-западнее Дорохово группа танков из двух Т-34 и одного Т-60 под командованием батальонного комиссара Гринченко.
В журнале боевых действий 7-й пехотной дивизии есть запись о том, что в 18.30 по берлинскому времени в Дорохово был уничтожен тяжелый русский танк без особых подробностей.
Позже в донесении в штаб 7-й ПД противотанковый дивизион этой дивизии доложил о уничтожении в бою в ночь с 26 на 27 октября трех 32-тонных танков и одного легкого танка.
О судьбе пропавших без вести танкистов никаких сведений не было до 1 ноября 1941 года. В этот день в батальон вернулся "...считавшийся пропавшим без вести" капитан Синяговский, который сообщил о том, что в бою механик-водитель и радиотелеграфист его танка погибли, а с ним сумели спастись командир танка "лейтенант" и командир орудия, которые также должны возвратиться в батальон.
К сожалению, идентифицировать этих танкистов пока не удалось, так как штаб 25-й танковый бригады "...не сумел учесть личный состав". Кроме того, штаб бригады не подал сведения на безвозвратные потери рядового и младшего начальствующего состава. По спискам маршевой роты эти танкисты также не пробиваются.
Позже у капитана Синяговского в связи с вышеупомянутыми событиями были существенные, если так можно выразится, проблемы по службе, так как в некоторых ныне доступных документах он учтен как красноармеец, а в одной из его учетно-послужных карт упомянута ВМН.
Но справедливость все же восторжествовала в данном случае. Из Верховного Суда в феврале 1942 года Синяговский Николай Федорович вернулся снова капитаном и позже был назначен начальником штаба одного из полков 50-й стрелковой дивизии. Закончил войну гвардии подполковник Синяговский в должности заместителя командира 9-й учебной танковой бригады.
На этом пока всё. Позже постараюсь каким-то образом доработать эту тему, а пока исправления и дополнения приветствуются.
P.S. Дубликат записи разместил в Дзене (ссылка).