
... извращения (423)

чуть переделанный боковик из 1-го тома машрумовских югославских истребительных цветов

Dewoitine D.1 сер.№ 13 из состава одной из частей 1-го авиационного полка югославских ВВС, на котором в 1929 году (не позднее начала сентября) летал потпоручник Франё Джал.
нередактированные проекции из той же книги


Франё Джал, хорват (или босняк?) 1906 г.р.
Родился в Боснии, на тот момент формально принадлежавшей Османской империи, но фактически контролируемой Австро-Венгрией, а вскоре и официально аннексированной ею.
Вырос там же, но уже под властью Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (в 1929 переименовано в Югославию), закончив сначала Основну школу, а потом гимназию.
В 1924 году поехал в Белград и успешно поступил там в Нижа школа Војне академије [Младшая школа академии была офицерским училищем, а Высшая – тем, что у нас собственно академией и называется].
В 1927 выпустился и либо сразу, либо после короткой строевой службы перевёлся в авиацию и был направлен в Петроварадин на курс наблюдателей в Ваздухопловна извиђачка школа [Школа воздушной разведки], а после её окончания получил назначение в строевую авиачасть.
Звания (1): 1924 – редов [или какой-нибудь «курсант»]; через полгода учёбы – каплар; в 1925 (после года учёбы) – поднаредник; в 1926 (после двух лет учёбы) – наредник; в 1927 (при выпуске) – потпоручник; по состоянию на 1933 – поручник; где-то в тридцатых – капетан 2-го класса; в конце тридцатых – капетан 1-го класса; по состоянию на апрель 1941 – майор.
Части и кампании (1): в конце 1927, или начале 1928 по окончании курса летнабов получил назначение в авиачасть, которая в одном русскоязычном тексте названа 1-й разведывательной эскадрильей [но там же хорватскую скупину перевели как эскадрилью, а немецкий штаффель как группу]. Возможно, имеется в виду 1. Извиђачка група, или же действительно 1. Извиђачка ескадрила, если таковая вообще в тот период существовала [вот развед.группа за номером 1 существовала точно, а насчёт эскадрильи я не уверен].
В 1928 году потпоручник Джал был отобран на пилотскую подготовку и стал курсантом в Пилотска школа Првог ваздухопловног пука [Пилотская школа 1-го авиаполка; впоследствии 1-я пилотская школа] на авиабазе Нови-Сад.
В том же году (или в начале следующего) выпустился и служил потом лётчиком-истребителем в составе 1-го авиаполка там же в Нови Сад.
В 1931-м (или К 1931-му) переведён в одну из истребительных частей 6-го авиаполка в Земуне (под Белградом).
В начале тридцатых годов Джал был регулярным участником показательных выступлений (включая групповую аэробатику) и авиагонок, в которых летал как на «Девуатинах», так и на Avia BH.33E.
В 1940 году он стал заместителем командира 5. Ловачки пук [истребительного полка] в Нише и на этой должности встретил Апрельскую войну.
После оккупации Югославии и образования Хорватии отправился туда и 29 апреля 1941 записался в хорватские ВВС, а в июле того же года был принят добровольцем в Хорватский Легион для участия в войне на востоке в составе Люфтваффе.
Звания (2): 29.4.41 – майор (29.5.41 звание переименовано в «бойник»); октябрь 1941 – подпуковник (и немецкий оберст-лейтенант); февраль 1944 – пуковник.
Части и кампании (2): 12.7.41 сформировал и возглавил 4. Zrakoplovna Lovačka Skupina [истребительная авиагруппа], входившую в состав Hrvatska Zrakoplovna Legija – Хорватский Авиационный Легион, в штабных документах ВВС проходивший как 4. Mešovita Zrakoplovna Pukovnija [смешанный авиаполк]. Все эти структуры одновременно являлись частью Люфтваффе, а все легионеры присягали на верность фюреру и получали немецкие звания.
С июля по сентябрь 1941 лётчики 4-й ZLS проходили переподготовку в немецкой Jagdfliegerschüle 4, полетав там на Bü 133, Ar 96 и наконец Bf 109 моделей B/D и, возможно, E.
9.10.41 группа приступила к боевой работе на восточном фронте как 15(Kroat.)/JG52. Летали на Bf 109E, и Джал в первых боях заявил 5 воздушных побед, однако немцы засчитали ему только первую (по остальным не было свидетелей). А в конце года (в декабре, или, возможно, конце ноября) он был отозван в Хорватию, но я не в курсе, отпуск это был, или служебная командировка.
На фронт он вернулся 25.2.42 и затем летал на Bf 109E и (с июля месяца) на Bf 109G-2, одержав 3 победы на первом типе и ещё 13 на втором.
А всего за время первого «боевого тура» ас совершил 157 боевых вылетов и одержал 17 подтверждённых побед и 3, или 4 неподтверждённых, плюс ещё два самолёта противника были ему записаны как повреждённые.
15.11.42 хорваты убыли домой на отдых.
12.2.43 они снова отправились на восток и, добравшись до места назначения, 31 марта возобновили боевую работу на Bf 109G-2.
Сам Джал во втором «туре» много пил и почти не летал, а боевой вылет совершил всего один – 15 мая он сопроводил своего младшего брата в его первую боевую миссию.
А всего неделю спустя, 22.5.43 его перевели на нелётную должность, поставив командиром всего Авиационного Легиона (для немцев он считался гешвадер-коммодором несуществующей хорватской эскадры).
Правда, после целой серии перелётов хорватских лётчиков на другую сторону фронта, 16.6.43 его сняли с должности и отправили в Хорватию в штаб Легиона.
Затем 2.11.43 снова поставили на ту же должность, а в марте 1944 опять вернули в Хорватию, но на этот раз с повышением – как начальника отдела операций в штабе хорватских ВВС.
9.3.45 его повысили до начштаба ВВС и на этом посту он закончил войну.
Победы: 1-я – 8.11.41; 5-я – 9.7.42; 9-я и 10-я – 30.8.42; 16-я и 17-я (последние) – 28.10.42.
Награды (в порядке старшинства):
– Vojnički red željeznog trolista [Военный орден железного трилистника] 3. stupnja;
– Vojnički red željeznog trolista 4. stupnja;
– Kolajna poglavnika Ante Pavelića za hrabrost [Медаль вождя Анте Павелича «За храбрость»], серебряная, но не известно, какая из двух: Velika srebrna ..., или Mala srebrna. По логике, должна быть большая;
– немецкий Eisernes Kreuz I. Klasse;
– немецкий Eisernes Kreuz II. Klasse.
Уйти на территорию Австрии, чтобы сдаться западным союзникам, не получилось, и Джал оказался в плену у титовских партизан.
В июле 1945 в Югославии начался процесс над 35 генералами и полковниками хорватской армии, приговор по которому был вынесен 24 сентября: смертная казнь за измену родине (все подсудимые в 1941 году были старшими офицерами югославской армии) для 18 фигурантов, включая Джала, и большие сроки заключения для остальных.
Где-то в октябре (точная дата неизвестна) приговор привели в исполнение.

Потпоручник Джал готовится в взлёту на «Девуатине» №13.

Борт №13 во время рулёжки по аэродрому. Кто, где и когда, не ясно, но всяко не позднее сентября 1929, ибо в том месяце самолёт был списан после аварии.
|
</> |