Великий бунт - 3
qebedo — 24.01.2019 Демократия не должна быть христианскойИзвестие о мятеже в 37-м Бенгальском пехотном полку вызвало волнения среди сипаев и в других гарнизонах - в Агре, Аллахабаде и Амбалле. Но всё еще могло "само собой мирно утрястись", если бы не упрямство и кретинизм полковника Джорджа Кармайкла-Смита, командира 3-го Бенгальского полка легкой кавалерии. Ему втемяшилось в голову, что 9 мая 1857 года нужно устроить в его полку стрельбы "новыми" патронами (теми самыми, которые не были "некошерными", а просто новыми, но сипаи были уверены, что были - см. предыдущую серию), дабы "железной рукой искоренить". Из 90 человек, назначенных на стрельбы, 85 отказались выполнять приказ и были заключены в тюрьму города Мирута, где всё это и просиходило. Утром следующего дня некоторые сипаи предупреждали европейских офицеров, что заключенных отобьют и "будет буза", но те не обратили особого внимания.
Мирут был гарнизонным городом, в нем служили 2000 английских солдат и 2300 сипаев. Но на стороне последних выступили извечные "союзники" любого мятежа - обитатели базаров. Они подожгли несколько домов, что стало сигналом к восстанию. Сипаи и туземцы на базаре стали нападать на солдат-англичан в увольнении (было воскресенье), потом начали громить европейский квартал. Убито было в общей сложности около 50 мужчин, женщин и детей. Остальные европейцы и часть служащих-индусов (особенно христиан) были спасены сипаями 11-го Бенгальского пехотного полка, которые сопроводили их к навабу (местному туземному чиновнику) Рампура, предоставившему им укрытие. Мятежники же разбили ворота тюрьмы, выпустили своих товарищей, а также еще около 800 человек - должников и обычных бандитов.
Далее "коллективный разум" в лице наиболее бузливых из сипаев и "примкнувших к ним" бывших заключенных решил, что надо идти в Дели. Там Великий Могол, и там, в отличие от Мирута, нет английских войск - только сипаи. Англичане же в гарнизоне вели себя пассивно, заняв круговую оборону, и решились выслать разведку только утром следующего дня - тогда-то и обнаружилось, что мятежники ушли в Дели. Но если бы генерал Уильям Хьюитт, командир дивизии, чей штаб был в Мируте, отправился за ними в погоню, нагнал и разбил (а учитывая разброд и шатание "борцов за независиомсть", иного исхода и быть не могло), то многих последующих трагедий удалось бы избежать... Но увы.
Бахадур-шах II
11 мая толпа мятежных сипаев и "борцов за свободу гражданских специальностей" появилась в Дели. В городе стояли гарнизоном три батальона бенгальцев, которые разделились примерно надвое - часть примкнула к повстанцам, часть "объявила нейтралитет", но препятствовать тут же развернувшемуся погрому не стала. Убивали (и грабили) европейских чиновников и коммерсантов, членов их семей, слуг и служащих-индусов, особенно (опять же) христиан. Кульминацией стали события в арсенале - 9 британских офицеров заперлись там и отстреливались, а когда стало ясно, что помощь из Мирута не придет, взорвали арсенал. Впрочем, шестеро из них выжили, а часть оружия всё-таки попала к повстанцам, как и 3000 баррелей пороха с другого склада.
Всё это время Великий Могол Бахадур-шах II не отвечал на громкие призывы "народа" с просьбой "выйтить". Зато нарисовались некоторые его придворные, "примкнувшие" к мятежникам. Дело в том, что не имевший прямых наследников (сыновья у него были, но от жен, брака с которыми Ост-Индская компания не признала) правитель подлежал "выморочному закону" - Компания официально объявила, что после его смерти нового Могола не будет. "Дедушка" просто доживал своё, ибо был уже стар (72 года). Но вот его придворным перспектива в скором времени потерять свои синекуры никак не улыбалась. Поэтому под их нажимом в итоге Бахадур через несколько дней "явил" свой лик, заявил, что поддерживает восставших и утвердил назначения "комитета повстанцев" (из сипаев и радикальной части горожан), особенно главнокомандующего вооруженными силами пуштуна Бахт-Хана, бывшего артиллерийского субедара (помощника офицера-европейца). "Благодарный народ" в ответ провозгласил Бахадура "императором Индии".
Нана Сахиб
Слово негодяев
После всего этого основные события Великого мятежа происходили в трех местах - Дели, Лакхнау и Канпуре. В последнем проживал "рафинированный туземный аристократ" Нана Сахиб, ущемленный всё тем же "выморочным законом" приемный (за то и ущемили) сын пешвы (наследственный глава правительства в государстве маратхов). Несмотря на отказ Компании в наследстве, радикальная часть маратхов считала его после смерти отца пешвой. Дальнейшие события показали, что был он редкостной крысой, причем злобной, но в современной Индии это не мешает считать его "ангельски чистым героем борьбы за свободу".
Командующий гарнизоном Канпура генерал Хью Мэсси Уиллер был женат на индуске и хорошо знал местные обычаи. Потому и был уверен, что "у нас ничего такого не будет". Даже послал две английские роты на помощь осажденным в Лакхнау. Но на "всякий случай" приказал укрепить в южной части города две казармы, окруженные земляной стеной. Почему именно их, а не каменный форт на севере - до сих пор спорят. И вовремя - обстановочка накалялась, высланная на разведку из гарнизона туземная кавалерия взбунтовалась и ушла к мятежникам в Дели. Пьяный английский офицер выстрелил в сипайского часового, суд его оправдал, и среди сипаев поползли слухи, что англичане их всех соберут на плацу и перебьют.
Генерал Уиллер
5 июня 1857 года началось восстание - три пехотных и один кавалерийский полк бенгальцев набросились на европейцев. Однако бОльшая часть пострадавших (около 900 человек) смогла укрыться в казармах, а сипаи решили податься в Дели. Однако на пути туда они встретили Нана Сахиба. Этот "аристократ" до поры прикидывался союзником англичан, и даже послал Уиллеру на помощь несколько человек. Но потом решил, что пришла пора восстановить "Великую Маратхию" - с собой во главе, естественно. И встретившихся сипаев стал уговаривать "плюнуть" на "щирых могольцев" ради "законного государя". Те мялись и не поддавались. Тогда Сахиб обещал двойную плату и кучу золота после взятия Канпура. Так появилась на свет "армия государства маратхов", которую возглавил друг детства Нана Сахиба, маратх Та[н]тия Топи, выросшая сразу до 10-12 000 человек.
Впрочем, даже куча золота не могла победить один раз проснувшуюся и не желавшую покидать мозг сипаев возбудимость к бреду. Какой-то "великий ум" распространил "сведения", что Уиллер заминировал насыпь и взорвет ее нафих, как только сипаи на нее взлезут. Посему из стапицот штурмов, устроенных за три недели, ни один не удался. Но англичане тоже несли сильные потери - в основном из-за непрерывного артобстрела и снайперов (единственный колодец гарнизона находился на простреливаемом месте). После того, как сына Уиллера убило пушечным ядром, генерал дрогнул и начал переговоры о сдаче. Нана Сахиб "мамой дорогой поклялся", что англичанам (солдатам, гражданским, женщинам и детям) дадут проход к пристани на Ганге, откуда они на лодках уйдут в Аллахабад.
Тантия Топи
Чего, естественно, не произошло - 27 июня 1857 года случилась "резня в Сачиура Гат". Во время посадок на лодки сипаи атаковали англичан и всех перебили - спастись с превеликими приключениями и опасностями удалось только двум солдатам и двум офицерам, которые и рассказали о случившемся. Правда, женщин и детей "борцы за свободу" пока не тронули - их перебили потом, 15 июля, в Бибигаре, "в ответ на казни настоящих патриотов Индии британцами". Там погибло около 200 человек. Естественно, что "индийская национальная историческая школа" вкупе с "прогрессивными историками всего мира" с пеной у рта настаивает, что "Нана неуиноуатый, его подставили". Однако насчет Тантии Топи, например, это делается с уже куда большим и "невооруженно-видимым" скрипом...
|
</> |
https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.