Копье номер 408
vikond65 — 26.11.2021Ровно 70 лет назад, 26 ноября 1951 года поднялся в воздух первый прототип английского тяжелого двухместного перехватчика Глостер "Джавелин" (Javelin - метательное копье). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время суток и в любых погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. На тот момент это была передовая и перспективная машина, а еще более совершенной она стала в 1956 году, когда ее, помимо пушек, оснастили самонаводящимися ракетами класса "воздух-воздух".
В 1955 году "Джавелин" приняли на вооружение британских королевских ВВС и запустили в серийное производство, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 - в "ракетных" модификациях. Несмотря на столь громкий успех, "Джавелин" стал последним изделием фирмы "Глостер Эйркрафт Компани". В 1963 году она разорилась и вошла в состав авиастроительного концерна "Хаукер Сиддли Эвиэйшн", который в свою очередь прекратил существование в 1992 году.
"Джавелины" базировались на территориях Великобритании и Западной Германии. Дивизионы этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года, когда "Копья" сняли с вооружения в связи с появлением новых машин с более высокими летными характеристиками. Слава богу, холодная война так и не переросла в горячую, а потому вступать в реальные воздушные бои им не довелось.
Первый прототип "Джавелина" в полете. Радар и вооружение еще не установлены.
Первая серийная модификация FAW Mk.I
Модификация FAW Mk.7 - самая крупносерийная версия "Джавелина", растиражированная в 142 экземплярах.
FAW Mk.7 на аэродромной стоянке.
В дополнение к сказанному замечу, что с "Джавелином" я впервые познакомился ой как давно, еще в 1979 году, но лишь через несколько лет я выяснил, что это таки был "Джавелин". Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек вдруг появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов, совершенно не похожих на советскую авиатехнику. Самолеты эти имели очень странные названия: "Индекс 157", "Индекс 170", "Индекс 204", "Индекс 363" и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни в инструкциях по сборке не было.
Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом. На коробке, в которой продавалась эта модель, значилось: "Индекс 408". Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в грифованном справочнике ОНТИ ЦАГИ по авиации НАТО, который мне дали почитать на пару дней, я опознал эту машину, а заодно и многие другие "индексы". А еще позже, уже во времена перестройки, выяснилась причина "маскарада". И она оказалась столь же идиотской, как и всё остальное, происходившее в брежневском СССР.
В 1978 году советская внешнеторговая контора "Новоэкспорт" закупила у находившейся на грани банкротства английской фирмы FROG большую партию оборудования для производства игрушек, в том числе - пресс-формы для отливки заготовок более чем сотни моделей самолетов.
В те времена коллекционирование сборных моделей было очень популярным хобби, но в СССР эти модели пребывали в постоянном дефиците. Местные заводы и поставки из ГДР не справлялись с покрытием спроса. Массовым выбросом на прилавки "экс-фроговских" моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, попытались решить.
Однако моментально всплыл "щекотливый" нюанс: почти все модели "Фрога" воспроизводили западную, прежде всего - английскую и американскую военную технику. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских чиновников, с запозданием узнав о сделке, возмутился: "Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов агрессивного блока НАТО! Это возмутительно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более - среди молодежи!"
Как ни странно, этот лютый бред нашел поддержку в партийной верхушке. Очевидно, там всерьез считали, что подросток или взрослый дядя, склеивший модель английского или американского самолета, тотчас же превратится во врага народа.
Между тем, деньги за пресс-формы были уплачены, и деньги немалые, миллионы фунтов стерлингов в валюте. Отменять сделку было поздно. Тогда в Кремле нашли "соломоново" решение: модели все-таки пустить в продажу, но "анонимно", без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках некие абстрактные индексы, либо - указывая функциональное назначение машины - "истребитель", "бомбардировщик", "разведчик" и т.п.
И надо сказать, что в условиях "железного занавеса" и тотального контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство мальчишек, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, даже не знали, что они собирают!
Самое потрясающее, что в "безымянном" оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также - времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую "идеологическую диверсию" углядели советские чиновные мудаки в старинных "Спитфайрах", "Мустангах", "Хэллкетах" и "Веллингтонах" или в самолете "Бристоль-138", который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.
Под запрет попал даже советский бомбардировщик СБ и истребитель Ла-7, что вообще не поддается никакому логическому объяснению. Это было просто необъяснимое безумие.
При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении для продажи за валюту в иностранных государствах. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки из хорошего глянцевого картона с надписями на английском языке и непременным указанием - какой именно самолет воспроизводит данная модель. Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки.
В моделях "для внутреннего употребления" ничего этого не было. А на нижней стороне коробок, которые в "советском" варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и наклейке декалей.
Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом всплывали у спекулянтов на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам в 10-20 раз дороже магазинных цен их "советских" аналогов. Порой воровали и продавали только корбки и декали, так как саму "пластмассу" можно было купить в любом "Детском мире".
По-моему, в этой абсурдистской истории, продолжавшейся вплоть до конца 1980-х годов, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть. И она таки рухнула, что меня нисколько не удивило, а, признаться, даже обрадовало.
Модель "Джавелина" в изначальной английской упаковке фирмы "Фрог".
В таком виде она продавалась в Советском Союзе.
А это экспортная коробка, почувствуйте разницу.
|
</> |