рейтинг блогов

Копье номер 408

топ 100 блогов vikond6526.11.2021 Копье номер 408 0196-02-2-9

Ровно 70 лет назад, 26 ноября 1951 года поднялся в воздух первый прототип английского тяжелого двухместного перехватчика Глостер "Джавелин" (Javelin - метательное копье). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время суток и в любых погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. На тот момент это была передовая и перспективная машина, а еще более совершенной она стала в 1956 году, когда ее, помимо пушек, оснастили самонаводящимися ракетами класса "воздух-воздух".

В 1955 году "Джавелин" приняли на вооружение британских королевских ВВС и запустили в серийное производство, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 - в "ракетных" модификациях. Несмотря на столь громкий успех, "Джавелин" стал последним изделием фирмы "Глостер Эйркрафт Компани". В 1963 году она разорилась и вошла в состав авиастроительного концерна "Хаукер Сиддли Эвиэйшн", который в свою очередь прекратил существование в 1992 году.

"Джавелины" базировались на территориях Великобритании и Западной Германии. Дивизионы этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года, когда "Копья" сняли с вооружения в связи с появлением новых машин с более высокими летными характеристиками. Слава богу, холодная война так и не переросла в горячую, а потому вступать в реальные воздушные бои им не довелось.

Копье номер 408 10224960055_0cc0ceeecd_b

Копье номер 408 7585299704_5ddd4b8de6_o
Первый прототип "Джавелина" в полете. Радар и вооружение еще не установлены.

Копье номер 408 javelinf31024
Первая серийная модификация FAW Mk.I

Копье номер 408 6417158665_926cff7186_o
Модификация FAW Mk.7 - самая крупносерийная версия "Джавелина", растиражированная в 142 экземплярах.

Копье номер 408 65d6c311c9e54e47c2e79920cb76d847
FAW Mk.7 на аэродромной стоянке.

В дополнение к сказанному замечу, что с "Джавелином" я впервые познакомился ой как давно, еще в 1979 году, но лишь через несколько лет я выяснил, что это таки был "Джавелин". Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек вдруг появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов, совершенно не похожих на советскую авиатехнику. Самолеты эти имели очень странные названия: "Индекс 157", "Индекс 170", "Индекс 204", "Индекс 363" и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни в инструкциях по сборке не было.

Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом. На коробке, в которой продавалась эта модель, значилось: "Индекс 408". Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в грифованном справочнике ОНТИ ЦАГИ по авиации НАТО, который мне дали почитать на пару дней, я опознал эту машину, а заодно и многие другие "индексы". А еще позже, уже во времена перестройки, выяснилась причина "маскарада". И она оказалась столь же идиотской, как и всё остальное, происходившее в брежневском СССР.

В 1978 году советская внешнеторговая контора "Новоэкспорт" закупила у находившейся на грани банкротства английской фирмы FROG большую партию оборудования для производства игрушек, в том числе - пресс-формы для отливки заготовок более чем сотни моделей самолетов.

В те времена коллекционирование сборных моделей было очень популярным хобби, но в СССР эти модели пребывали в постоянном дефиците. Местные заводы и поставки из ГДР не справлялись с покрытием спроса. Массовым выбросом на прилавки "экс-фроговских" моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, попытались решить.

Однако моментально всплыл "щекотливый" нюанс: почти все модели "Фрога" воспроизводили западную, прежде всего - английскую и американскую военную технику. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских чиновников, с запозданием узнав о сделке, возмутился: "Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов агрессивного блока НАТО! Это возмутительно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более - среди молодежи!"

Как ни странно, этот лютый бред нашел поддержку в партийной верхушке. Очевидно, там всерьез считали, что подросток или взрослый дядя, склеивший модель английского или американского самолета, тотчас же превратится во врага народа.

Между тем, деньги за пресс-формы были уплачены, и деньги немалые, миллионы фунтов стерлингов в валюте. Отменять сделку было поздно. Тогда в Кремле нашли "соломоново" решение: модели все-таки пустить в продажу, но "анонимно", без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках некие абстрактные индексы, либо - указывая функциональное назначение машины - "истребитель", "бомбардировщик", "разведчик" и т.п.

И надо сказать, что в условиях "железного занавеса" и тотального контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство мальчишек, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, даже не знали, что они собирают!

Самое потрясающее, что в "безымянном" оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также - времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую "идеологическую диверсию" углядели советские чиновные мудаки в старинных "Спитфайрах", "Мустангах", "Хэллкетах" и "Веллингтонах" или в самолете "Бристоль-138", который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.

Под запрет попал даже советский бомбардировщик СБ и истребитель Ла-7, что вообще не поддается никакому логическому объяснению. Это было просто необъяснимое безумие.

При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении для продажи за валюту в иностранных государствах. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки из хорошего глянцевого картона с надписями на английском языке и непременным указанием - какой именно самолет воспроизводит данная модель. Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки.

В моделях "для внутреннего употребления" ничего этого не было. А на нижней стороне коробок, которые в "советском" варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и наклейке декалей.

Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом всплывали у спекулянтов на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам в 10-20 раз дороже магазинных цен их "советских" аналогов. Порой воровали и продавали только корбки и декали, так как саму "пластмассу" можно было купить в любом "Детском мире".

По-моему, в этой абсурдистской истории, продолжавшейся вплоть до конца 1980-х годов, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть. И она таки рухнула, что меня нисколько не удивило, а, признаться, даже обрадовало.

Копье номер 408 7628640670_3bb4e8a8cb_h
Модель "Джавелина" в изначальной английской упаковке фирмы "Фрог".

Копье номер 408 2dca454s-960
В таком виде она продавалась в Советском Союзе.

Копье номер 408 NOVO-KIT-for-a-GLOSTER-JAVELIN-ALL-WEATHER
А это экспортная коробка, почувствуйте разницу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
   Никогда не задумывалась об этой проблеме.Воспитала трёх сыновей,играла с ними,целовала в щёчку. А недавно на семейном празднике увидела как моя дальняя родственница целует свою семилетнюю дочь. В губы,раз шесть подряд,причём у девочки ...
Привет, друзья! Первый мой пост - даром что модер. За барной стойкой разливаю абсент: все по правилам, сахар поджигаю, капаю горящим в стопочки с зеленой мерцающей жидкостью. Полутьма, романтик и магия. Ох, сколько же ее в последнее время - этой магии... Тут такое дело: выложила ко ...
(Я знаю, что появились они давно, но по моим мафусаиловым меркам это недавно.) То есть новый, хуже прежнего, двоечник полагает, что так надо называть фруктовые бомбошки на неизвестном иностранном языке. Я не знаю такого языка, разве что, может быть, ...
(Санитарно-бытовые парадоксы обыденного сознания) В ситуации настолько явного стресса от противоречивой информации мы, наверное, никогда не находились. Мы давно привыкли к тотальной лжи, но инфоповоды обычно не стоят и выеденного яйца: с кем спит Рональду и сам ли убился самолёт ...
Taken on November 19, 2021 Nikon D60 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/10.0 55.0 mm 1/400 200 Autumn in Riga. Осень , Рига ...