Коллективное руководство. Изобретение велосипеда. Часть 7.

И дело не в том, что баня-сауна. Я лично, не понимаю таких пристрастий к горячему пару, я равнодушен к бане, но почему -то очень многим этот досуг нравится, поэтому многие руководители стараются заиметь у себя в организациях хорошую баню. И не в том дело, что под водочку. «А водку с экипажем ты, Малешкин, все-таки не пей» - это в кино и в повести про войну. Конечно, если, как это было у немцев, я писал об этом в «Клевете на Красную Армию», командир дивизии ротному, который явился к нему представляться по случаю назначения, протягивает полный стакан коньяка, а вся солдатня перед атакой выдувает по бутылке шнапса, то это одно дело. Бухать офицеру с экипажем, т.е. с солдатами, это грубейшее нарушение субординации и замполит имел право Малешкина отодрать со всей пролетарской. Это убивает дисциплину. И дело не в том, что солдат – человек второго сорта, поэтому офицеру неприлично с ним бокалами чокаться… Хотя, зачем это объяснять?
Но вот уже командир батальона мог с ротными в блиндаже фляжку водки распить, отмечая День Красной Армии, в этом нет ничего предосудительного. Конечно, если одной фляги не хватает на компанию и вестовой посылается в ближайший мирный населенный пункт за самогоном и застолье превращается в банальную пьянку с сопутствующими ей происшествиями и дальше – тяжелым похмельным синдромом, плавно переходящим в запой, то тут – да, тут – лечить только трибуналом. Обратная сторона медали – непьющий командир-начальник, воинствующий трезвенник. Или ненавистник курения. У меня был такой. Запретил курить во всем здании оперативной таможни. Всем. У меня идет совещание с оперативниками, всегда такие мероприятия нервные, вопросы сложные, обсуждается всё на конфликтном пределе, люди нервничают. А если человек курящий нервничает, то что ему очень сильно хочется? Правильно, закурить. Поэтому – пепельница на стол и курим. А запрет генерала? Насрать на него. На запрет. Я авторитет своего начальника ронял? Да я-то здесь причем, он сам его уронил.
Есть такой анекдот, что Сталин разрешал в своем присутствии курить только Шапошникову. Остальным дымящий трубкой, как паровоз, Сталин в своем присутствии курить запрещал. Чтобы чернь знала свое место, наверно. Или еще почему? Всё это только анекдот, как и то, что только маршала Шапошникова Сталин называл в знак высочайшего уважения по имени-отчеству. Всех остальных, в знак презрения – по фамилии.
Не только курить, но и выпивал Иосиф Виссарионович со своими подчиненными. Не так, как в пресловутых мемуарах Хрущева, но имеется масса вполне достоверных свидетельств, что на дачных посиделках алкоголь вполне присутствовал. Не упивались, само собой, но алкоголь был. И сам Сталин немного выпивал.
И я лично, как только узнал, как проходили совещания на даче у Сталина, а это не просто ужин с анекдотами был, а вполне себе рабочие совещания, такую практику у себя сразу ввел. Только дачи у меня не было, конечно. После рабочего дня с начальниками подразделений и особо доверенными сотрудниками – у меня в кабинете. Раз в неделю, раз в две недели, когда появлялась надобность обсудить особо острые вопросы. И коньяк в разумных количествах присутствовал. И не мешал он, а помогал. Да, алкоголь, при правильном его применении, помогает создать обстановку доверия. При неправильном – обстановку бардака и разгула. Был у меня один начальник оперативно-розыскного отдела, который после таких совещаний бежал «догоняться», утром на службу приходил еще синим, так всего один раз он у меня и был. Да и начальником отдела он был … номинальным. Его заместитель был настоящим начальником.
А вот ошибка всех без исключения начальников, с которыми я сталкивался, которые пытались в банях со своими подчиненными наладить доверительные отношения – табу на служебные разговоры во время посиделок. И всё – коту под хвост. Срабатывал психологический фактор, баня – это одно, работа-служба – другое. В бане под водочку можно с начальником про женщин и рыбалку, на службе – надо про вчерашнюю баню забыть и – субординация. Попарились, выпили, к утру проспались, утром – снова оловянные солдатики. Причем, характерно, подвыпившая компания ВСЕГДА срывалась в процессе на разговоры про работу, но присутствующий там руководитель ВСЕГДА пресекал эти попытки обсудить проблемные служебные вопросы.
Представьте себе Сталина, который у себя на даче, собрав за столом членов Политбюро, запрещает им обсуждать политические проблемы и присутствующие травят одни анекдоты и рыбацкие байки?..
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Т-Банка 5213 2439 6756 4582