Мир бродяг

У Паши Пряникова как всегда интересно по истории России. Мы тут с
вами недавно узнали, что в России практически нет горожан,
поскольку в РФ отродясь, с момента уничтожения Иваном Грозным
Новгорода, не было городов: были военные поселения, крепости, под
началом военизированного гарнизона. Собственно, эти военные себя и
осознавали как "отцы-основатели", заложившие город именно как
укрепления против набегов со стороны врагов. Это вот полувоенное
сознание сохраняется и посейчас.
Но, читая Пряникова, я вдруг обнаружил, что у нас и крестьян в
общем смысле слова в России нет! Вот цитата:
"Что поражает в большинстве фотографий крестьянства вековой давности – полное отсутствие не только садов вокруг дома – яблонь, плодовых кустарников - но и вообще какого-то обустройства вокруг дома, вроде палисадников.
То есть любопытно - у нас целая страна, где жители - это и не горожане, но и не крестьяне. Кто же они? Очевидно, это - кочевники. Номады. Стоит принять эту точку зрения, как тут же выстраивается картинка, и в голову приходят многочисленные примеры из классики. Скажем, Пушкин: "На свете счастья нет, а есть покой и воля". Номады такие. Из русской литературы как-то неожиданно выводится архетипический образ русского счастья - это и не город и не село. Это бродяжничество. Или финал "Страстей по Андрею", где герой - Андрей Рублев - отрекся от своего обета молчания и заговорил, явно обретя счастье после встречи с колокольным мастером (Бурляевым). "Пойдем мы с тобой вместе по Руси. Я буду иконы писать, ты - колокола лить". Вот образ - ДВОЕ БРОДЯГ. Каждый, правда, со своим ремеслом (талантом).
Второй просто смысл слова "бродяга" - бандит, преступник. Общепринятый способ самоназвания среди людей в мире криминала. "Бродяги!" - орет какой-нибудь вор в законе в камере. Его слушают. "Бродяга" - вполне почетное самообозначение. Вот так и жили наши "крестьяне", как видим. Мало того, что в этих своих избах жили как скоты, в которых топили исключительно по-черному, то есть без печной трубы, всю жизнь в золе, как трубочисты. Так у них ни садов, ни какого-то обустройства ВОКРУГ избы никогда не было!
Еще мысль пришла из обыденных разговоров, в том числе и в СМИ. В качестве распространенного выражения, которое я слышу каждый день - фраза "как говна за баней". Используется, когда говорящий хочет сказать, что чего-то имеется в избытке, очень много, царит некое изобилие, что этого столько даже не нужно... Очень ходовое выражение.
А я вдруг задумался - а откуда такое выражение? Что оно обозначает буквально? И ответ очевиден: у наших, получается, предков был такой интересный народный обычай. У них в селе или деревне не было даже деревенского нужника, с вырытой ямой, куда людям надо ходить испражняться. Видимо, это было очень сложное инженерное сооружение, которое лень возводить, поэтому у народа было принято просто ходить опорожняться ЗА БАНЮ. Очень удобно - в бане, значит, помылся, а потом сразу и испачкался. Ну что, разве это не кочевой образ жизни? Разве это не фраза БРОДЯГИ?!
|
</> |