Когда понты дороже золота
valerongrach — 26.01.2023В старые, не всегда добрые времена, подлинность важных документов удостоверяли, прикрепляя к ним печать с помощью крепкого шнура. Причем к важным документам, например, договорам между двумя высокими сторонами, таких печатей прикрепляли несколько, как минимум две – одной и другой стороны.
Печати эти были отдельным предметом искусства и миниатюры, точно также как монеты. В основном их ставили на воске разного цвета. Причем цвет воска играл очень важную роль и порой из-за того, на каком воске поставить печати дипломаты ругались не один день, особенно, если договор заключали Московское государство и Великое княжество Литовское.
Но иногда, в тех случая, когда следовало выделиться, показать свою значимость, возможности и богатство, использовали металл. Чаще свинец, но иногда - даже золото. Причем такие золотые печати порой делали, чтобы показать кажущееся величие, не имеющее ничего общего с реальностью.
В основном золотые печати любили крепить к документам византийские императоры. И как главные правители Ойкумены, владеющие Римской империей, и как государи, богатство которых достаточно для того, чтобы такие печати ставить. Хотя на самом деле и с Римской империей, точнее, с ее границами, и с богатством тоже регулярно случались сложности. Но золотые печати на законы, грамоты с пожалованиями и на дипломатическую переписку все равно крепили.
Само собой, такие ценные печати регулярно находили себе другое применение. Например, совершенно точно известно, что в XI веке император Священной Римской Империи Генрих III передал письмо от византийского императора Константина IX Мономаха с золотой печатью в церковь в Госларе, городе, где находилась его любимая резиденция. И там эту печать переплавили, чтобы использовать золото для более полезных в данный момент целей. Конкретно это золото пошло на изготовление церковной чаши.
Поэтому не стоит удивляться тому, что золотых печатей до нас дошло немного и самая ранняя из сохранившихся сделана во времена правления Василия I Македонянина, во второй половине IX века. Тут более удивительно то, что они вообще хоть частично уцелели.
Византийским императором старались подражать правители поменьше рангом и победнее. К примеру, такие золотые печати крепил к документам император Священной Римской Империи Фридрих III Габсбург в середине XV века.
Но если с Фридрихом уровень амбиций понятен и оправдан, он все-таки на самом деле был императором, то вот золотая печать Балдуина II де Куртене, сделанная в 1269 году и сохранившаяся до нашего времени, - это как раз и есть тот случай, когда понты дороже золота.
Ведь кто такой был этот самый Балдуин? Император без империи.
Выставили его оттуда.
Все началось с того, что в 1204 году армия крестоносцев, отправившаяся в IV Крестовый поход освобождать Иерусалим, вместо борьбы за Святой город, трудами и интригами венецианцев, закончила свое паломничество тем, что захватила и разграбила Константинополь. Византийского императора из греков свергли, а в Константинополе и окрестностях появилась Латинская империя, правителем которой выбрали Балдуина Фландрского.
Эти крестоносцы и их потомки смогли продержаться в Константинополе 57 лет, пока их не выставили вон. Балдуин II де Куртене был племянником того самого Балдуина, который стал первым императором Латинской империи. Он родился в Константинополе в 1217 году, а в 1228 году, в 11 лет уже оказался на императорском троне. И всю свою жизнь этот Балдуин только и занимался тем, что лавировал между всеми и непрерывно искал деньги и союзников, чтобы удержаться на земле и в огромном богатом городе, где его видеть не хотели.
Возможно, самым значимым событием его правления стало то, что в своих бесконечных поисках денег Балдуин загнал французскому королю Людовику IX по сходной цене одну из важнейших христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. В результате в Париже появилась прекрасная Сен-Шапель, которую специально построили для хранения Тернового венца.
А в ночь с 23 на 24 июля 1261 года всем метаниям и поискам союзников Балдуина пришел конец. Византийцы неожиданно атаковали стены Константинополя и отбили город. Самого Балдуина вывезли венецианцы на корабле. И хотя в дальнейшем он не вернулся в Константинополь, Балдуин всегда заявлял, что он император и даже передал этот титул своему сыну. Правда, ничего кроме титула от Латинской империи не осталось.
Так вот уже после своего бегства, в 1269 году при приказу Балдуина к одному из его пожалований (а может и не к одному, но уж сколько сохранилось) приложили золотую печать. Ее приложили к грамоте, которой Балдуин подтвердил передачу земель от своего дяди Филиппа I, маркграфа Намюра, церкви Святого Бавона в Генте. Ее сделали из двух тоненьких золотых пластин, на каждую из которых нанесли свой рисунок, а потом соединили вместе, примерно, как мы сейчас соединяем фольгу на шоколадной медали. Внутри пластинок оказался зажат красный шелковый шнур, которым печать прикреплена к грамоте.
На лицевой стороне печати изображен Балдуин, сидящий на троне в византийском облачении с короной и украшениями в византийском стиле. В руках у него императорский скипетр и держава.
На обороте опять же Балдуин, только верхом на коне, в виде косплеящем статую императора Юстиниана, стоявшую в те времена в Константинополе. Забавно, что на этой стороне надпись сделана на греческом языке, хотя грамота предназначена для использования в Нидерландах. Опять же - дополнительные понты, по-другому не скажешь.
По сути, эта печать – создание иллюзии того, чего на самом деле уже нет. Демонстрация императорской власти, которая давно потеряна и не вернется. Тот случай, когда хочется казаться тем, кем быть не получится.
Но как исторический артефакт, эта печать, конечно, очень интересна. Хороший пример того, что лучше быть, чем казаться.
|
</> |