Незаметная историческая сенсация – найден прижизненный портрет Ивана Грозного
valerongrach — 21.01.2023Так уж получилось, что у нас всё очень плохо с прижизенными портретами правителей Русского государства вплоть до XVII века. Например, портретов Ивана Грозного, написанных, так сказать, с натуры, и хорошо всем известных - фактически нет. При этом в это же и далее значительно более раннее время в Европах уже вовсю рисовали портреты всяких герцогов и графов, не говоря уж о королях. А вот у нас - нет.
В результате, фактически до последнего времени у нас имелись:
а)прижизненная гравюра Ганса Вейгеля-старшего, выпущенная в 1549 году. На ней изображен молодой Иван Васильевич. Вот только есть одна проблема - Вейгель создал этот портрет по рассказам, а сам царя, точнее, на тот момент великого князя, он никогда не видел. Так что этот рисунок не портрет, а что-то «по мотивам».
б)В Национальном музее Дании хранится парсуна, на которой, как принято считать, изображен Иван Грозный так, как он выглядел в 1570 годы, Но с этой парсуной тоже есть проблемы. Есть мнение, что она создана значительно позднее и не исключено, что вообще подделка XIX века. И даже если это не подделка, то, скорее всего, эта парсуна заказывалась при первых Романовых в 1630-е годы для оформления Архангельского собора, а затем была подарена царем Федором Алексеевичем датскому послу в 1677 году. С чего бы царю делать такой подарок…
Все остальное, в том числе красивый портрет из царского Титулярника 1672 года - это уже поздняя околонаучная фантастика.
Ну и еще есть скульптуры Герасимова, в том числе и голова Ивана Грозного - попытка воспроизвести внешний вид на основе современных знаний об анатомии и антропологии.
Но, как оказалось, в Историческом музее, в коллекции старинных манускриптов есть экземпляр «Апостола» Ивана Фёдорова - один из экземпляров той самой первой книги, напечатанной в России. Причем у этого конкретного экземпляра очень интересный переплет.
Дело в том, что на переплете есть тиснение, в значительной мере утраченное по причине давности лет. Но так как в XIX веке это тиснение ещё было немного заметно и описано в 1845 году, то было совершенно точно известно, что в середине тиснения в медальоне на груди двуглавого орла имелось контурное изображение мужчины в короне.
Как вы думаете, кого же это Иван Фёдоров мог изобразить в короне в медальоне на груди двуглавого орла, ставшего к тому моменту геральдическим зверем Московского государства? Конечно же, царя Ивана Васильевича.
По мнению ученых, Иван Фёдоров кроме обычных экземпляров «Апостола», напечатал еще и несколько специальных, предназначенных для вручения знатным господам и, конечно же, самому царю, как человеку, с подачи которого вообще и началось книгопечатание.
Поэтому на переплете сделали сложное золотное тиснение, которое к сожалению, стерлось и выпрямилось за столь долгое время и приключения этого экземпляра книги. Но точно зная, что тиснение было и следы его, хоть и незначительные ещё есть, ученые из ГИМа и МФТИ во главе с Еленой Ухановой решили попробовать посмотреть на переплет современными методами, а именно мультиспектральной фотосъемкой.
Для этого взяли, в общем то, достаточно банальную цифрозеркальную фотокамеру Canon 700D с модифицированной матрицей для повышения чувствительности в УФ и ИК диапазоне , поставили макрообъектив, обеспечили освещение на сверхярких светодиодах разного цвета, а потом обработали фотоснимки в фоторедакторах.
И на обработанном изображении проявился портрет человека в короне, точнее в шапке а-ля шапка Мономаха. А если уж совсем точно то, оказалось, что проявившееся в результате такой фотосъемки и обработки изображение короны-шапки очень напоминает Шапку Казанскую - одну из царских регалий, хранящуюся в Оружейной палате.
Но это еще не все. На проявившемся портрете рисунок левого глаза сильно отличается от правого. Причем, скорее всего, это не дефект рисунка, так как совершенно точно известно из советских исследований останков царя, что лицо Ивана Грозного было ассиметричным и его левый глаз был больше правого.
Кстати, работы по фотографированию и выявлению тиснения еще и показали, что Герасимов в свое время достаточно верно проводил реконструкцию по черепу Ивана Грозного – рисунок на переплете и его реконструкция имеют некоторое сходство.
Вот и получается, что нас теперь имеется прижизненное изображение царя, полученное с помощью современной фототехники и возможностей обработки изображений.
|
</> |