"Шеф! Два счетчика!"

Как все-таки интересно, по спирали движется мир. Вот, к примеру, раньше, в славные дореволюционные времена извозчики, прежде чем отвезти куда-то клиента долго и упорно рядились с ним о цене. С того, кто одет побогаче или города не знает, сдирали три шкуры. С тем, кто понимает толк в ценах и расстояниях, сговаривались о нормальной цене.

Когда появились первые автомобили, то те, кто стал заниматься извозом, сначала договаривались с пассажирами точно также. Но вскоре появились таксометры, которые отсчитывали расстояние, которое проехал автомобиль и исходя из этого бралась плата. Автомобили с такими приборами стали называть таксомоторами или просто такси.

Так было долгое время, хотя в советские времена водители такси превратились в привилегированную касту, также как и продавцы магазинов (особенности советского общества), и далеко не всегда возили «по счетчику».
Заявления вроде «Шеф! Два счетчика!», то есть предложение оплатить в два раза больше, чем насчитал таксометр - это была не то, чтобы частая, но реальная процедура. Иначе ночью могут и не повезти.
Потом Советский Союз закончился и вместе с ним исчезли таксометры. И пассажиры снова договаривались с бомбилами о том, по какой цене их отвезут в нужное место. Вернулись назад, к началу.
Таксометры так к нам и не вернулись, но теперь в большинстве случаев договариваться с бомбилой нет нужды - мобильное приложение рассчитает и сообщит вам цену сразу, не надо никаких пререканий и торгов. Спираль сделала свой виток.

Так вот про историю таксометров в Российской империи.
Первые таксометры в России появились на машинах «Товарищества автомобильного передвижения» в 1908 году. Все автомобили этой фирмы снабжались таксометрами, что сразу сделало их популярнее.
Но тут интересно то, что хотя приборы для подсчета проеханного расстояния были известны чуть ли не со времен Древнего Рима, уговорить извозчиков оснаститься устройствами для подсчета расстояния не удавалось никак. Во второй половине XIX века этот вопрос активизировался, то есть постоянно обсуждался, но заканчивалось все на стадии планов и обсуждений.

Даже на 4 мая 1911 года таксометры у извозчиков в Петербурге еще не стояли. В этот день «Петербургская газета» рассказала, что скоро случится великое:
«Улучшения извозного промысла
В настоящее время идет спешная подготовительная работа по установке таксометров на легковых экипажах петербургских извозопромышленников. Как городская управа, так и администрация идет навстречу подобному нововведению, так как оно несомненно улучшит извозный промысел.
Петербургской публике уже не придется больше вести долгие беседы с нашими «ваньками», система применения таксометров, практикующаяся во всех странах, приносит лишь одни желательные результаты.
Поверстная плата будет регулироваться десятью копейками с версты, что для публики и для извозопромышленников несравненно выгоднее.
Экипажи с таксометрами выйдут на этих днях»
То есть, только в 1911 году, в столице великой империи, наконец-то дошли до реализации простой идеи, «практикующейся во всех странах». Вот и получается, что вроде бы прогресс развивался в стране семимильными шагами. Но даже вот таких относительно простых вещей в реальности внедрено не было. Потому что как же тогда извозчикам клиентов обдирать.
|
</> |