Рискнула приданым

топ 100 блогов valerongrach09.01.2023

- Собери мне самых глазастых мастериц, я вам новую работу хочу попробовать дать, - сказала барыня управляющему. Когда все собрались, она принесла свою кашмирскую шаль, положила ее на стол и приказала:

- Разрезайте и аккуратно распускайте. Смотрите, как соткано и думайте, как вам сделать так же.

Рискнула приданым

- Да вы что, барыня! Эта ж шаль стоит как наше село. Это ведь ваше приданое, как я помню, - сказала одна из мастериц, самая опытная и бывалая.

- Сказала, распускай, значит распускай. Знаешь ведь, что муж мой в Пензе в карты играет да в трактире сидит. Опять проигрался, село придется в заклад отдавать. Не научитесь ткать такие шали, придется вас продавать, а там, какой хозяин у вас будет. Хотите – продам все село. Не хотите – распускайте и начинайте ткать шали, чтобы такие же по тонкости и с красивым узором. Шерсть хорошую найду и куплю, инструментом обеспечу. Другого выхода я не вижу. Да разрезайте вы ее, не томите. Смотрите лучше, как эти басурмане смогли так соткать ее, что у нее, что одна сторона, что другая - одним рисунком, без изнанки.

Рискнула приданым

Примерно как-то так началась в России история дорогих мерлинских и колокольцевских шалей. Да и шали, которые делали на мануфактуре воронежской помещицы Вера Андреевны Елисеевой, тоже появились таким же образом. Она тоже дала своим крепостным мастерицам разрезать и распустить свою шаль, стоившую несколько тысяч рублей, чтобы они посмотрели ее и разобрались, как соткать точно такую же…

Рискнула приданым

Не так давно, в октябре, в Историческом музее, всего на один день достали из запасников и показали одну из хранящихся в ГИМе мерлинских шалей. Как раз одну из тех, которые соткали крепостные мастерицы Надежды Мерлиной, после того, как она приказала распустить шаль из своего приданого, чтобы разобраться и понять, как их ткут в далеком Кашмире. И начать делать точно такие же у себя, в поместье, находившемся в тогдашней Нижегородской губернии.

Почему ее доставали всего на один день?

Потому что соткана эта шаль в первой половине XIX века. И это реально тонкая работа, так как ткали мерлинские шали из очень тонкой пряжи. Заявляется, что из 13-20 граммов козьего пуха умудрялись вытягивать нить длиной 4,5 километра. Не спорю, наверное, так и есть на самом деле. Просто видел, как вручную прядут нити из пуха оренбургских коз, те, которые потом пойдут на платки или шарфы. Очень сложно получить совсем тонкую нить.

Рискнула приданым

Мерлина у себя дело поставила глобально – и крепостные работали до полного идеала. И денег на инструмент она не жалела. Говорят, что пух, перед тем, как отдать пряхам расчесывали, готовя к прядению специальными гребнями из слоновой кости – потому что с ними результат лучший. Так что может и на самом деле нити были настолько тонкие. Пропускали же шали, изготовленные, на фабрике ее брата Григория Колокольцева через кольцо. А работу на мануфактуре в имении брата, скорее всего, ставила именно она – Надежда Аполлоновна Мерлина.

Они вообще братья и сестры Колокольцевы очень дружили. Может быть, потому что маменька у них отчудила в свое время – сбежала с полковником Исленьевым из дома.

Возможно, что по этой причине и выдали Надежду Колокольцеву за пьяницу и бездарного мелкого чиновника Евграфа Мерлина. Впрочем, в результате появились те самые шали, которые покупали аж за 10 тысяч рублей. А Коленкур, как говорят, предлагал в 1811 году, как раз когда шали Мерлиной стали известны в высшем свете, все 25 тысяч. Но Надежда Мерлина отказалась продавать шаль Наполеону. Принято говорить, что из патриотизма, потому что нечего врагам Отечества ходить в русских шалях.

Рискнула приданым

Но как-то больше видится другой расклад. Дело в том, что производство таких шалей было штучной работой. В год делали около полутора десятков шалей. Потому они и стоили таких огромных денег. И понятное дело, все заказы были расписаны вперед. И продажа шаль свалившемуся как снег на голову французскому посланнику означала, что кому-то из заказчиков, с которым уже сговорено, придется отказать. Это, конечно, можно. Но репутация испортится. А Мерлина на тот момент только стала широко известна. Так что патриотичный вариант истории отказа Коленкуру (если он был на самом деле), конечно, интересный. Но вариант с тем, что просто шалей на продажу не было – более реалистичный.

А можно узнать, кто ткал эти шали и как определить мерлинская шаль перед вами или нет.

Шарф мануфактуры Мерлиной
Шарф мануфактуры Мерлиной

В 1938 году знаменитая Надежда Ламанова, шившая платья еще для бала 1903 года, а потом одевавшая советских звезд и начальство, продала ГИМу шарф, изготовленный на мануфактуре Мерлиной (со временем мода на огромные шали изменилась на более узкие шарфы).

Клеймо мануфактуры Мерлиной
Клеймо мануфактуры Мерлиной

И на этом шарфе в уголке оказалось хорошо заметное вышитое клеймо «НМ» и герб. Изучив его, специалисты музея атрибутировали и другие шали. Так в принципе появился термин «мерлинская шаль» - то есть шаль, изготовленная на мануфактуре Мерлиной.

Если присмотреться, то по стрелке видно клеймо и герб Мерлиной
Если присмотреться, то по стрелке видно клеймо и герб Мерлиной

Само собой, хоть на шалях и стоял знак «Надежда Мерлина», ткала их не она, а ее крепостные девушки. Говорят, что глазастых и ловких девочек в имении Мерлиной освобождали от домашней работы и тем более от полевых трудов, чтобы пальцы сохраняли ловкость.

Лет до 25-30 они ткали шали. В день примерно сантиметров по пять, чересчур уж тонкая нить и тонкая, кропотливая работа. Есть мнение, что работа была на износ – зрение садилось. Так или нет, ответить не готов, на ткацком станке сам работать не пробовал, хоть еще и видел живой и бабушки (не для шалей, конечно, для половиков :))

Так вот лет в 25-27 Мерлина отпускала своих ткачих на свободу. Если зрение нормальное – давала хорошее приданое, чтобы девушка вышла замуж. Село зрение и стала плохо видеть – селила в богадельне, которую специально открыла для этого.

Рискнула приданым

Мы не знаем имен этих крепостных мастериц, которые в реальности создали всю эту невозможную красоту. Они, к сожалению, скрыты за клеймом «Н.М.» своей хозяйки. Такова се ля ви. Вы же, когда в музее смотрите «Яйца Фаберже» тоже обычно не предполагаете, что на самом деле Фаберже – только хозяин фирмы, а сделал всю эту красоту по большей части Михаил Перхин.

А что случилось с мануфактурой Надежды Мерлиной дальше?

Да ничего.

Как это часто бывает, детям все это было не нужно. Зачем искать новое оборудование, закупать качественную шерсть, возиться с подбором мастериц, когда можно просто тратить заработанные мамой деньги?! В мае 1843 года Надежда Аполлоновна отправилась на небеса и упокоилась в Москве. У нее осталась одна дочь Надежда Евграфовна, в замужестве Панютина. И ей, и ее детям было не до всех этих шалей и прочего. Мануфактура в итоге ушли другим хозяевам, а Панютины просто жили в свое удовольствие. Имение они тоже со временем потеряли.

Так и закончилась история именно мерлинских шалей.

Впрочем, в тогдашней России набирали обороты другие производства и шалей, и платков, и много еще чего. Но это уже в основном история купеческих семей, создававших во второй половине XIX века огромные фабрики. И это уже совсем другие истории.

Источник — мой блог на «Дзен»


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
если вам нечем заняться и некуда потратить деньги - сходите на фильм "Замерзшие", ...
«Еда дряни царствовала при мне во всей силе. Надо отдать справедливость нашим классным дамам: они преследовали ее жестоко. Но вероятно против такого зла мало было одних наказаний... Странно, что никто из нас до института не пробовал ничего подобного. Эта еда изобретение чисто ...
Блогер, требовавший вернуть рынду, попал «под статью» У него дома прошел обыск, его журнал удален с серверов LiveJournal Журнал известного блогера top-lap, прославившегося резкими высказываниями в адрес премьер-министра РФ ...
Перекопали знатно, но оазис с клумбой понравился ...
Жан Дезире Гюстав Курбе (1819–1877) — французский художник, основатель и ведущий представитель реализма. Пришёлся ко двору республиканцам и во время Парижской коммуны был назначен на высокую должность комиссара по искусству. Однако против него выдвинули обвинение в том, что по его ...