Когда фотография была «Кодаком»
valerongrach — 04.01.2023Порой так бывает, что названия фирм или брендов вытесняют у нас оригинальные названия. Так получилось, к примеру, с копировальными аппаратами, которые мы часто называем ксероксами. Хотя это – всего лишь название фирмы, которая лидировала в этом сегменте рынка. Настолько, что все копиры теперь дружно стали «ксероксами», хотя на самом деле они чаще всего Canon-ы.
В начале XX века примерно также получилось с фотографией. Потому что так уж повернулось дело, что фотография для многих оказалась равна Кодак. И потому что они предлагали сразу все, «в одном флаконе». И потому что много делали для популяризации и максимального упрощения фотодела. Ведь тогда занятие фотографией заключалось не только в нажимании на кнопки цифровой фотокамеры. Требовалось еще и в химикатах для проявки разбираться и в том, как потом фотографии напечатать.
Даже просто фотографирование в начале XX века было делом не таким уж простым. К примеру, в первых недорогих фотокамерах Kodak Brownie даже не имелось видоискателя, а только маркеры на верхней стенке, по которым приблизительно оценивали – попали нужные объекты в поле зрения или не попали. Ну а наведение на резкость и прочие тонкости – это вообще было отдельной песней. А я вам скажу, что даже чуть смещенный от основной оси видоискатель – это уже проблема, потому что к этому надо привыкнуть, чтобы делать нормальные снимки. Я так, когда пробовал снимать на фотокамеру моментальной печати Instax Wide 300, здорово намаялся из-за того, что видоискатель и реальный кадр имели смещение друг от друга.
Кодак появился в России в 1900 году и сразу в козырном месте, магазин располагался на Большой Конюшенной, 1. Потом, позднее перебрались в дом №19 по этой же улице, причем заняли сразу два этажа, настолько хорошо шли дела. Да и как они могли идти плохо, если у «Кодака» имелся такой «рекламный агент» как царская семья и великие князья дома Романовых. Ведь широко известно, что в семье Николая II фотографией увлекались буквально все.
Наглядный пример того, что Романовы понимали в тогдашних и будущих «модных трендах» – одно из первых селфи в истории, снятое великой княжной Анастастией (шутка). Нет, фотография, конечно, настоящая. Анастасия сделала это фото-«себяшечку» в зеркале в 1913 году. Кстати, фотографировала она как раз на Kodak Brownie – ту самую недорогую фотокамеру, стоившую в России 11 рублей 20 копеек.
Интересно, что «Кодаки» тогда в России стоили от 2 до 160 рублей. То есть дочь императора пользовалась совсем не самой дорогой фотокамерой, а той, которая ей подходила или той, которую купили. Ведь Kodak Brownie позиционировалась в том числе как модель, рассчитанная на детей.
В любом случае, Кодак делали многое для того, чтобы покупателей стало еще больше. И рекламу распространяли, и над товаром думали, и даже журнал издавали, в котором рассказывали о секретах фотографии, и конкурсы на лучшее фото, например, с дачного сезона, проводили. И призы на конкурсах фотографии были очень даже неплохие В 1913 году победителю конкурса «Моменты удовольствия и веселья» обещали 10 000 рублей.
Интересно, что когда в августе 1914 года грянула война, в Кодаке серьезно думали, что это резко повысит их продажи. Во-первых, все считали, что эти неприятности ненадолго, примерно до Нового года. Во-вторых, в фирме помнили, что когда в 1904 году грянула война с японцами, многие поехали на театр военных действий с фотоаппаратом и всеми нужными аксессуарами. Причем далеко не только репортеры. Но 1914 год был совсем не 1904-й. Потому что все поняли, что фотографировать могут не только свои «на память», но и шпионы для разведки. Поэтому на театре военных действий ввели запрет на фотосъемки без разрешения. А потом оказалось, что все это совсем не «до Рождества», а всерьез и надолго.
Тем не менее, командир «Дикой дивизии», брат Николая II, Михаил Александрович рядом с одним из своих любимых магазинов сфотографировался. Он ведь тоже был увлеченным фотолюбителем.
|
</> |