Царская колымага

Век живи – век учись! Всегда думал, что слово «колымага» означает какую-нибудь телегу в не самом лучшем состоянии. Потому и колымага. А оказывается, колымага вполне могла быть царской. Борису Годунову вон, в подарок из Англии привезли!

Да, по сравнению с другими каретами этот транспорт на самом деле выглядит не так презентабельно. Потому что кареты XVIII века, которые в основном выставлены в Оружейной палате – это и чудо техники своего времени, и яркая художественная работа. А тут – колымага и есть. Ткань потертая, резьба, конечно, красивая, но ее меньше, чем на более поздних каретах.
А потом, когда читаешь об этой карете Бориса Годунова, то вдруг оказывается, что она:
✅Самая старая из сохранившихся повозок такого типа в мире
✅Да и в Оружейной палате тоже раритет из самых старых транспортных средств.
И сразу понимаешь, что повнимательнее надо было на эту колымагу смотреть, а не на огромный «Роллс-Ройс» (шутка, на огромную карету) Елизаветы Петровны, подаренный Кириллом Разумовским.

А почему собственно колымага то? Ведь не такая уж плохая повозка, если посмотреть.
Да все дело в том, что это, как оказалось, колымага и есть – повозка типа телеги, но с крышей. При этом у нее нет ни рессор, ни поворотного механизма. То есть все колдобины на дороге вы ощутите в полной мере, а на повороте, возможно заднюю часть такого супертранспорта придется заносить, чтобы повернуть.
Зачем Годунову такой транспорт?
✅Ну, во-первых, карет тогда в России не было.
✅Во-вторых, это дипломатический подарок. Английское посольство привезло.
✅В-третьих, Борис Федорович, может быть, вообще бы на этой карето-колымаге никогда бы не ездил, потому что по традиции на всех этих возках-каретах-колымагах ездили женщины. Мужчине положено верхом. Но колымагу эту подарили ему в 1604 году. Годунову оставалось уже не так много править. Ему исполнилось 52 года. Вроде по нашим меркам и немного, но времена то были другие. К этому времени он, как говорят, «ослаб ногами». Поэтому ездил не верхом, а вот на такой подаренной колымаге.

Кстати, колеса, видимо, сделали в Москве. Потому что в подарках от англичан значился «возок без колес поволочен бархатом червчатым». Как вариант – колеса переломались, пока колымагу везли от Архангельска до Москвы. Если, конечно, она шла своим ходом.
Интересная вещь – будете в Оружейной палате, не проходите мимо, обратите внимание, не глазейте только на кареты Елизаветы Петровны. Хоть они и больше впечатляют.