«Благороднорожденная госпожа Урсула»
valerongrach — 23.01.2023Основная толпа туристов около кафедрального собора в Калининграде толпится рядом с местом, где покоится Иммануил Кант, великий мыслитель, всю свою жизнь проживший в добром городе Кёнигсберге. А совсем рядом есть неприметное, но не менее интересное место.
Еще Карамзин, много лет назад написал:
«Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени...Я мечтал около часа, прислонясь к столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов…»
Увы, не пощадили времена того изображения маркграфовой супруги. Но сохранилась память об одной из тех, кто служил маркграфам, курфюрстам и герцогам.
Прямо на стене собора есть простая, берущая за душу, эпитафия:
«…Здесь погребена благороднорожденная госпожа Урсула, урожденная фон Грюнберг, супруга достойного и благородного господина Ведиго Реймара Ганса Цу Пудлиц, коменданта и ландфогта, почившая последним сном 8 марта 1612 года в воскресенье между двенадцатым и первым часом ночи в Кенигсбергском замке и ожидающая вместе со всеми верующими христианами радостного воскрешения из мертвых, в возрасте 28 лет…»
Кто ты благороднорожденная госпожа Урсула? Что с тобой случилось, что ты прожила всего 28 лет в этом суровом и сложном мире. Ведь тогда в 1612 году не только в России бушевала Смута. На самом деле по всей Восточной Европе царили смутные времена – в Речи Посполитой тоже закончилась навсегда династия Ягеллонов и пытались утвердиться шведы из династии Ваза. В Пруссии правил герцог Альбрехт Фридрих, второй герцог из рода Гогенцоллернов. Но он был не совсем в адеквате, поэтому фактически правили регенты – родственники из бранденбургского дома и что станет дальше с Пруссией, было непонятно.
Кроме того, до сих пор в Пруссии заправляли лютеране, а как раз в 1612 году регент герцогства, бранденбургский курфюрст Иоанн Сигизмунд, неожиданно для подданных перекинулся в кальвинизм. И все это вызвало в Пруссии бурю негодования, потому что в герцогстве жили и католики, и протестанты, и вообще герцогство на тот момент находилось в вассальной зависимости от Речи Посполитой, а там правили бал католики.
Благороднорожденная госпожа Урсула, по всей видимости, приехала с мужем в Пруссию из Германских княжеств, где у мужа и у нее имелись небольшие владения. Отец Урсулы Захария фон Грюнберг был губернатором Кюстрина, одной из бранденбургских крепостей. Да и супруг был приближенным Иоанна Сигизмунда, его глазами и руками в Пруссии. Муж Урсулы - Ведиго Реймар Ганс цу Пудлиц занимал в Кёнигсберге пост ландфогта, то есть был чиновником, вершившим суд на вверенных ему землях. Очень важная фигура для жителей окрестностей Кёнигсберга, как вы понимаете. Неудивительно, что жене такого важного человека нашлось место для ожидания «радостного воскрешения…» в самом намоленном месте – у собора, а эпитафию вделали в стену.
Видимо, в семейной жизни у Урсулы было не все так уж хорошо – о ее детях и вообще о детях семьи Пудлицев ничего неизвестно. Муж Урсулы через два года после того, как ее не стало, женился во второй раз, но потомства у него так и не осталось.
Что случилось той ночью в Кёнигсберском замке? Может быть, ты, Урсула, была в очередной раз беременна и в этот раз всё закончилось плачевно, как это бывало со многими женщинами в те и даже более поздние времена? Или простыла на холодном ветру или на сквозняке в холодном и сыром замке на берегу Преголи, окружавшей замок рядом с Кнайпхофом? Все может быть.
Но видно всей дальнейшей истории города Кенигсберга и его собора было угодно повернуть все так, что память о многих людях и даже о твоем муже почти исчезла в веках. А твоя романтичная эпитафия ждет вместе со всеми верующими христианами, что когда-то придет время, когда все наши грехи будут оценены, измерены и каждому достанется по его делам.
А пока о тебе, благороднорожденная госпожа Урсула, вспоминают, когда читают старую эпитафию. А потом смотрят на скромные и красивые полевые цветы на столиках в «Булочках Канта», рядом с собором и думают, что, наверное, ты собирала здесь точно такие же. В те далекие времена, уже более 400 лет тому назад.
|
</> |