“Кодекс поведения” для жителей Северного Кавказа и проблемы интеграции

топ 100 блогов golos_ameriki06.08.2010

“Кодекс поведения” для жителей Северного Кавказа и проблемы интеграции

Аппарат полпреда президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Aлександра Хлопонина рекомендовал главам субъектов Федерации региона разработать правила поведения для молодежи за пределами своих республик. По словам зама Хлопонина, г-на Шевцова, молодежь некоторых субъектов СКФО иногда ведет себя в других регионах , не считаясь с мнением окружающих, "хоть и не нарушая закон, но нарушая нормы поведения". Что вызывает острые конфликты, местами переходящие в насилие.

Идея "кодекса" возникла после участившихся конфликтов "кавказцев" с "некавказцами" на юге России. Последней каплей стал инцидент в детском лагере "Дон" в Краснодарском крае, где то ли чеченские подростки избили местных жителей, то ли все было наоборот - изложение событий зависит исключительно от национальности говорящего. В свою очередь, чеченские власти не поддержали идею «кодекса».

Власти Чечни в лице Кадырова и республиканского омбудсмена Нурди Нухажиева, еще до завершения официального разбирательства, обвинили правоохранительные органы в бездействии, а руководство Краснодарского края - в создании обстановки нетерпимости по отношению к чеченцам.  Доля правды в словах омбудсмена есть. Случается, что силовики избирательно применяют законы, что никак не вписывается в образ правового демократического государства.

Как не вписывается в него и образ чеченского президента Рамзана Кадырова, которому, по словам российских экспертов по Северному Кавказу, «за стабильность на вверенной территории можно все, и не только в Чечне».

Просьба к чеченским милиционерам не стрелять из табельного оружия посреди дня в пятигорском кафе воспринимается некоторыми официальными лицами в Грозном  как личное оскорбление Кадырову, другу премьер-министра В.В. Путина.

По мнению жителей российского Юга, и не только их, выходцы с Северного Кавказа чувствуют свою безнаказанность, так как понимают, что к ним, в отличие от славян, азербайджанцев или, скажем, таджикских гастарбайтеров, закон в полную силу применен не будет.

И никакие кодексы поведения в данной ситуации не помогут. Тем более, что от них, на мой взгляд, разит расизмом, – как и от правил поведения в славянском городе, предложенных кем-то в Москве. По мнению москвичей, с которым  я говорил, особой разницы между молодыми людьми с Северного Кавказа и славянами, по сути, никакой нет. Одни танцуют лезгинку на улицах и вовсю выпячивают национальную идентичность, другие матерятся и напиваются, выкрикивая антикавказские лозунги. К девушкам пристают и те, и другие. И если возникает поножовщина, то жертвам от этого не легче, будь это русский, таджик, вьетнамец, студент из Африки или выходец с Северного Кавказа. На мой взгляд, новый «кодекс» - не только своего рода попытка проявления государственного шовинизма (мне вспомнилась работа «О национальной гордости великороссов» В.И. Ленина), но и абсолютно неконституционный шаг.

Мне кажется, что одна из ключевых проблем – это отсутствие реального восприятия жителей Северного Кавказа как граждан Российской Федерации, со всеми вытекающими из этого правами. А ведь это такие же граждане России, как и москвичи или петербуржцы.

Поэтому разработка правил поведения для представителей какой-то одной национальности может привести лишь к еще большему разобщению россиян. Если власти начинают разделять людей по национальному признаку, то чего  тогда ожидать от обывателей.

Еще одна составляющая проблемы – религиозная. Процессу интеграции, на мой взгляд,  не способствует, когда светское государство делает одну, отдельно взятую религиозную деноминацию (православие в лице РПЦ) «первой среди неравных». Отсюда и до «Госрелигии», со всеми вытекающими из этого центробежными последствиями недалеко.

Парадокс еще и в том, что государство, пролившее столько крови за сохранение своей территориальной целостности, теперь призывает изолировать Северный Кавказ. По мнению региональных экспертов, политика в этом регионе сводится к неуклюжим попыткам развития социально-экономической инфраструктуры и огромным «откатам» из федерального бюджета северокавказским элитам во имя сохранения минимальной стабильности.

А вот с проблемами религии там тоже беда. Даже приравненный к чиновничеству муфтият не в состоянии сегодня дать духовные или организационные ответы на вызовы салафитов (ваххабитов) и других экстремистов. Улучшать и укреплять взаимоотношения разных общественных групп, в том числе и этнических, прямая обязанность государства, федеральной и местной власти. Увы, я считаю, Россия с этим не справляется. В государстве нет ведомства, которое занялось бы выстраиванием грамотной национальной политики вообще, и в отношении Северного Кавказа, в частности. Никто в правительстве России не занят интеграцией северокавказской молодежи в российское общество. Чеченцы чувствуют себя чужими в России.

Насколько мне известно, российской системе образовании не хватает системности. Школа не прививает российским детям идеи толерантности, взаимопонимания, терпимости к чужим мнениям и взглядам, что в такой многонациональной стране, как Россия, просто необходимо.

Тут, кстати, есть чему поучиться у США, которые со времен горячего 1968-го, ох, как продвинулись – тут не только президент, начальник Генштаба, Госсекретарь и два советника по национальной безопасности из афроамериканцев. Но и четкое понимание того, что перед американцами африканского или латиноамериканского происхождения открыты все дороги, и никто их не дискриминирует.

А пока, чувствуя нетерпимость к себе со стороны славян, джамааты Северного Кавказа будут со все большим рвением добиваться независимости, лелея мечту о “свободном” исламском государстве. Фундаменталисты с их приверженностью к простоте "чистого" (читай - салафистского) ислама, уже сейчас пользуются огромной популярностью среди местной молодежи.

А это значит, что в умах северокавказцев может корениться идея «большого джихада против неверных», и «Имарат Кавказ» будет собирать все больше сторонников под свои знамена. Как бы это не стало для российских властей намного большей проблемой, чем досуговые предпочтения северокавказской молодежи, тут уж никакие памятки и инструктажи не помогут.

Ариэль Коэн, ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической безопасности.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото: пресс-служба СК Орловской области Четыре человека погибли, в том числе подросток, и еще 12 пострадали в результате аварии на железнодорожном переезде в Орловском районе , говорится на сайте управления Следственного комитета по региону. Врио ...
Явно тема давно обсуждалась, но не могу "выгуглить" нормально, поэтому заранее прошу прощения! С каких годов "папа" и "мама" (с ударениями на первый слог) фиксируются как общеупотребительные слова во всех слоях носителей русского языка? В литературе 19 века мы практически не сталкиваемся ...
Вчера в нашей группе "Нидерланды, новости, обсуждения" появился текст, который просто взорвал все русскоязычное, живущее в Нидерландах, в основном женское сообщество. Я прочитала и меня просто затрясло! На меня сразу нахлынули ужасные воспоминания о том кошмаре, который наша семья ...
Рождаемость у нас сегодня понимается исключительно с экономической точки зрения: нам нужны рабочие руки. Если следовать этой логике, то на следующем шаге проблему пытаются решить в ...
Тут группа киевских товарищей с каким-то нездоровым удовольствием пишет про ...