Без названия
dpmmax — 13.12.2024Об основных принципах лечения (именно лечения, о профилактике, терапии на этапах преддеменции и об уходе за пациентами на поздних этапах речь ещё впереди) деменции при болезни Альцгеймера (Тыц) и сосудистой деменции (Тыц) я уже рассказал. Теперь очередь за лобно-височной деменцией (клиническая картина тут — Тыц).
И ещё один пункт в копилку ответов на вопрос — мол, а какая разница, какой именно вид, ведь везде на выходе приобретённое слабоумие? А разница не только в том, чем вызвана и как выглядит болезнь в своих внешних проявлениях. Она ещё и в наборе лекарств, которые давать можно и нужно, а какие — нежелательно.
И сразу о том, что именно из стандартного, казалось бы, противодементного набора (мемантина гидрохлорид и ингибиторы ацетилхолинэстеразы) придётся исключить. Вот те самые ингибиторы и придётся — донепезил, ривастигмин и галантамин. Почему? Увы, как раз при лобно-височной деменции эти препараты не только не улучшают общей картины, но и усиливают двигательные нарушения (в том числе и по типу паркинсонизма) и вызывают спутанность сознания.
Поэтому из базового набора остаётся только мемантина гидрохлорид. Вместе с надеждой, что он хотя бы притормозит прогресс болезни.
Вообще именно этот вид деменции — самый капризный в отклике на обычные противодементные препараты. Этого отклика либо вовсе нет, либо он малоубедительный. Что остаётся?
При двигательных нарушениях кому-то (по статистике — чуть больше трети случаев) помогают препараты леводопы — и больше из противопаркинсонических средств ничего использовать нельзя, иначе точно станет хуже (тот же циклодол или паркопан наверняка вызовут и поведенческие нарушения, и галлюцинации могут подстегнуть).
Если есть сильные, выраженные нарушения настроения (депрессивные) и поведения — в первую очередь используют антидепрессанты, но не любые, а те, которые из класса селективных ингибиторов обратного захвата серотонина — от них меньше побочных эффектов при сравнительно более высокой действенности.
Если совсем уж некуда деваться, а пациент либо в психозе, либо ведёт себя совсем уж непотребно — тогда с великой осторожностью (иначе потом от вторичного лекарственного паркинсонизма лечить устанешь) назначают атипичные нейролептики.
Что остаётся? А остаются занятия с пациентом. Тем, у кого нарушена речь, назначают логопедический тренинг. Тем, у кого преобладают нарушения поведения, пытаются переключить внимание на хобби, которым человек был увлечён или готов увлечься. Сами понимаете, фланкировку и стрельбу по тарелочкам вычёркиваем. Не помогает переключение на хобби — пробуют так называемую рутинизацию поведения. Что за зверь? А это когда вместо «неправильной» либо социально неприемлемой, но уже стереотипной реакции на стимул пытаются привить другую, столь же стереотипную, но нейтральную. Челентано вон дрова бегал рубить... хотя нет, топор в привычные руки лучше не давать. Может, «цыганочку» с выходом попробовать? В общем, что получится, главное — увести стереотипы из опасного деструктивного русла.
Как видите, набор лечебных мероприятий, увы, невелик.
***
и в порядке саморекламы:
Издана моя новая книга «Чумовой психиатр»
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.
P.P.S. На моём же телеграм-ханале — самое свежее и много актуального из психиатрии. Ну и посмеяться тоже есть.
P.P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется новая книга. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.