Как определить интеллигента
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Поделюсь двумя короткими определениями, одно из которых, кстати, все уже хоть раз, да слышали. Ну, почти. Как стоящие часы дважды в сутки показывают верное время – так и выражение "я не интеллигент, у меня профессия есть" направляет нашу мысль в верную сторону.
Действительно: коренное, фундаментальное свойство интеллигенции – отсутствие внятного социального предназначения.
Если кому-то захотелось воскликнуть – как же так, предназначение интеллигенции – борьба за идеалы, я мягко, интеллигентно посоветую: не надо... Сделайте над собой усилие." Журнал "Лучик".
"Вежливость, образованность, хороший вкус, стремление не причинять неудобств другим людям, отзывчивость, неравнодушие к чужой беде, – это всё не про интеллигенцию. Это про "интеллигентность". А "интеллигентность" – не свойство интеллигенции. У них просто фамилии похожи.
Посмотрите на фотографию. Есть ли на ней "интеллигентные люди"? Трудно сказать. То есть – судить. Может, нет, а может и да. А вот "интеллигент" – тот сразу в глаза бросается.
![Как определить интеллигента Как определить интеллигента](/images/main/kak-opredelit-intelligenta-936161.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/swamp_lynx/15406519/727301/727301_original.png)
И бросается не образцовым вкусом, не высокой культурой, не готовностью сразиться за идеалы (впрочем, этим – немножко), а своим оценочным отношением к действительности.
Своей позицией её, действительности, экзаменатора.
Этаким "Нуте-с?.."
И – белоснежными носками.
Ладно, переходим от ассоциативно-образной части к рациональной.
* * *
Значит, дело было так. В сословном обществе представителей разных сословий учили разному и по-разному. Служилому дворянину важно было уметь воевать, учёному монаху – читать и писать, мастеровому – ковать железо или чеканить серебро, а крестьянину – выращивать лён и рожь. Умения эти не пересекались.
Но система образования постепенно унифицировалась в силу того, что возникал феномен науки и научности, соединявший разные, зачастую весьма далёкие практические умения и навыки. В результате, например, "искусством войны" мог овладеть тот, кто не мог "практиковать войну" по праву и долгу рождения. Но не назначать же его главнокомандующим вместо наследного принца или уважаемого человека, прошедшего все положенные круги придворных интриг? Нехорошо...
И такие ситуации стали возникать везде, в каждой сфере деятельности. Выучившиеся люди претендовали на перемену участи (на "социальный лифт", как мы сейчас говорим), а предоставить им этот лифт было нельзя – от этого нарушалась социальная стабильность... В России в середине XIX века это привело к образованию целой массовой социальной прослойки "разночинцев" – то есть людей, формально принадлежавших к определённому сословию, но в силу своего образования выпавших из него. И не то плохо, что выпавших, а то – что способных, готовых и стремящихся исполнять обязанности представителей более высокого сословия.
Грубо говоря, возникло перепроизводство образованных людей.
Для их трудоустройства были необходимы развитые промышленность и транспорт, наукоёмкое и технологически развитое сельское хозяйство, много больниц и адвокатских контор, словом – развитый рынок потребления их услуг. А его не было. На имеющиеся хорошие должности надо было трудоустраивать дворян, а для разночинцев оставались, в основном, преподавательское и журналистское поприща, а это, как вы понимаете, только усугубляло проблему "перепроизводства образованных".
Кто-то скажет – так в чём же дело, развивай рынок, хороняка! Но это легко сказать. А ты попробуй сделать – в стране, где 80 процентов населения – крестьяне с общинным сознанием. Это ведь чревато социальными потрясениями и соответствующими "издержками" в виде утилизации "не вписавшихся" и революций. Александр III не рискнул. А уже его сын был свергнут с самым решительным, если не решающим, участием свежеродившейся интеллигенции. (Догадываетесь, откуда она взялась?)
...Даже не все большевики решались строить из России промышленную державу. Бухарин, например, говорил "давайте не рисковать – обойдёмся тем, что есть", то есть сельским хозяйством (по сути, это была та же идея создания из России "сырьевой империи", что и у наших нынешних властей). Но Сталин всё же рискнул. "Издержки" при этом вылезли – ого-го-го.
Ну вот представьте, что вы бухгалтер или учитель с большим стажем, но до пенсии ещё далеко, а вам говорят: "Бухгалтеры и учителя больше не нужны, считать и учить теперь компьютер будет, а вы изучайте "Python" и ищите себя в IT". Понравится вам?
Но мы отвлеклись.
Разночинцев, не удовлетворённых своим местом в обществе, которое не соответствовало ни их притязаниям, ни специфике и уровню их образования, стали по факту называть "интеллигенцией". То есть – расшифровываю – томящимися полубезработными интеллектуального труда.
С тех самых пор и повелось: раз "интеллигент", значит "недовольный". То царским режимом, то советским, то нынешним. (Почему ельцинский режим многим так по душе пришёлся, я, честно говоря, не понимаю. Может, вы объясните?)
Ну, а когда вчерашний мелкий лавочник начинает стричь бороду, крахмалить манжеты и говорить "соблаговалите" и "не обессудьте", это впечатляет, конечно. "Ишь, наш Антоха!.. В писателя́ вышел, в "Эрмитаже" с салхветкой обедает..."
"Эрмитаж" – это кафе в Москве на Трубной площади. В нём был изобретён салат "Оливье" (с каперсами вместо маринованного горошка и с рябчиками вместо "Докторской", фу) и впервые пошла кровь горлом у Чехова. Ещё это кафе знаменито тем, что в наше время над ним располагался "Театр современной пьесы". Вечно посетителям из-за этого театра житья не было: не шумите да не шумите, спектакль у них, у гадов... (Неудивительно, что потом этот театр иноагентским оказался.)
Итак, определение интеллигента:
человек, получивший образование, которое должно было обеспечить ему положение в обществе, но в силу разнообразных несовершенств мира не обеспечило. И теперь вместо того, чтобы переквалифицироваться в управдомы, он посвящает себя мыслям об этих несовершенствах.
Соответственно, интеллигентный человек – это "человек, который ведёт себя так, как бы мы хотели, чтобы вели себя интеллигенты".
Всё, что под последнее определение не подпадает, называется как-либо иначе: от "благородства" и "аристократизма" (sic!) – до "моральной опрятности" и "элементарной воспитанности". Кучей способов называется – в зависимости от того, что именно вы хотите подчеркнуть.
А завершить эту утомительную несмотря на все мои старания лекцию позвольте чудесным, как мороз и солнце, отрывком из книжки писателя Алексея Шубина "Непоседы". Уверен, что вам понравится..."
* * *
…В такое-то морозное февральское утро и заявилась к Ивану Ильичу неожиданная посетительница. Подошла к столу, если не горным орлом, то бойкой синицей, и сразу Ивану Ильичу понравилась: от нее так и веяло морозной свежестью, молодостью и задором. Одета девушка была скромно, почти бедно, но ни толстый грубошерстный платок, ни неуклюжее пальто, ни подшитые валенки не портили первого впечатления.
- Вы набираете рабочую силу? - звонко спросила посетительница.
- Я, - ответил Иван Ильич, с удовольствием разглядывая румяное и курносое девичье лицо.
- Хочу на постоянную работу в Сибирь поехать. Можно?
- Кому можно, а кому нельзя, - по привычке уклонился от прямого ответа Иван Ильич.
- Мне можно! Я здоровая и ничего не боюсь, - уверенно решила посетительница. - Какие есть у вас точки?
- Всякие есть.
- Мне нужна точка с геологией.
- Есть и такие.
- Дайте мне такую, какая поинтереснее.
- Больно скорая... Работать умеешь?
- Нет.
- Зачем же тебе ехать? Может быть, все-таки специальность имеешь?
- Я - интеллигентка.
- Что?!
- Я говорю вам, я ин-ти-ли...
- Вот именно, "ти-ли-ли"! Сколько университетов и академий окончила?
- Восемь классов.
- Сколько тебе лет?
- Девятнадцатый.
- Ну так вот тебе совет: возвращайся в колхоз, поработай как следует годика два-три, тогда потолкуем.
- Я не из колхоза, а со станции Бирюлькино.
- И на станции работа есть.
- Бочки и кадки ворочать?
- Какие кадки?
- Обыкновенные, дубовые. Я и так два года на засолочном пункте работала: бочки и кадки мыла и парила, огурцы и помидоры солила, капусту рубила и квасила... Это-то я умею! Я, товарищ уполномоченный, если нужно, черта изрублю и заквашу. Ужас сколько тонн овощей через мои руки прошло!
- Чего же ты "тилили" разводила и на себя клепала, что работать не умеешь? - умиротворенно проворчал Иван Ильич...
|
</> |