Русская идея

"Что же до конкретных политических взглядов Достоевского, то на протяжении его жизни они претерпевали серьёзную эволюцию. Юношеское увлечение утопическим социализмом в духе Сен-Симона и Фурье привело его к трёхлетней ссылке на каторгу. В своих воспоминаниях этот опыт Достоевский будет оценивать положительно: только в каторжной среде, по признанию писателя, он по-настоящему познакомился с русским народом, и это знакомство навсегда отвадило его от идей французских социалистов.
В дальнейшем Достоевский будет активно критиковать социалистические идеи, обличая их неразрывную связь с атеизмом и материализмом. Однако и капиталистическое устройство общества не устраивало Достоевского: капитализм, равно как и социализм, — суть «идеологии брюха». Оба этих учения стремятся прежде всего к удовлетворению личного материального интереса. При этом духовно измерение человека в лучшем случае игнорируется, а в худшем — вовсе нивелируется в качестве «буржуазного предрассудка».
Парадоксально, но при этом в последние годы своей жизни Достоевский вновь возвращается к социалистическим идеалам юности — вернее, возвышает их на новый уровень. «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасётся лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм». Только Церковь способна положить в основание человеческого общества не личный интерес, но любовь — а потому само государство должно преобразиться в Церковь.
Но разве это не ещё большая утопия, нежели учения французских социалистов? Конечно, и зрелый Достоевский вполне сознавал несбыточность своих идеалов. «Больше скажу: пусть, пусть это никогда не сбудется и не бывать раю (ведь уже это-то я понимаю!), — ну, а я всё-таки буду проповедовать».
Что же мотивировало его продолжать? Возможно, сама «русская идея», чей всемирный характер немыслим вне всечеловеческого, всесветного единения во имя Христа."
|
</> |