"Как, однако, они... толсто пишут"
navlasov — 01.02.2020 Сегодня я достал с полки и начал читать такую вот - во всех отношениях замечательную - книгу.Некоторое время я не решался к ней приступить. Вы поймете, почему, если увидите ее с другого ракурса.
Да-да, 930 страниц чистого текста, без приложений и справочного аппарата. И это - далеко не рекорд среди современной немецкой исторической литературы. Написанная Конрадом история европейской колониальной экспансии, например, насчитывает полторы с лишним тысячи страниц.
Когда-то, в далекой юности, я считал, что чем толще книга - тем лучше. Больше информации, больше знаний... Собственно, тогда у меня и времени на чтение было больше, поэтому тысяча страниц проглатывалась без каких-либо проблем за неделю.
Постепенно мои взгляды начали меняться. Помню, как в 2007 году начал читать первую книгу Замулина. И понял, что автором проделан огромный труд, но я просто тону в этом море мелких деталей, теряю основную мысль, да и сам автор толком не смог переварить тот объем информации, который он вываливает на голову читателя.
Конечно, толстая книжка - это не приговор. Но часто большой объем свидетельствует о том, что автор просто не умеет работать с информацией, отделять важное от мелочей, обобщать, систематизировать. Фраза о том, что краткость - сестра таланта, стала крылатой глубоко не случайно. И я стараюсь учить этому же своих студентов: не пытайтесь сказать или написать много, говорите и пишите по существу.
Да, порой очень толстые книги бывают уместны. Когда речь идет о справочных по сути своей изданиях, охватывающих большие периоды времени. Таков, например, труд Остерхаммеля, посвященный истории XIX века. Но в большинстве случаев имеет смысл сознательно ограничить полет своего пера - особенно если книга рассчитана не только на коллег по цеху, но и на более или менее широкую читательскую аудиторию. У которой в большинстве случаев просто нет времени и возможности продираться через тысячу страниц (да и у профессиональных историков, откровенно говоря, его не особенно много). Именно поэтому для себя я ввел условную верхнюю границу в 30 авторских листов - на печати это соответствует (в зависимости от шрифта, конечно) примерно 500 страницам. На мой взгляд, как минимум в 90% случаев этого вполне достаточно для того, чтобы раскрыть тему полностью, не упустив ничего важного.
|
</> |