Бисмарк и школьный учитель

топ 100 блогов navlasov08.01.2020 "Прусский школьный учитель выиграл битву при Садовой"... Эту фразу зачастую приписывают Бисмарку, хотя на самом деле ее автор - совершенно другой человек. Тем не менее, "железный канцлер" действительно уделял много внимания системе образования и заботился о развитии народных (то есть всеобщих начальных) школ. К школам более высокого уровня он относился осторожно: сами по себе они, конечно, нужны, но "перепроизводство" образованной молодежи опасно для государства. Выпускники гимназий и университетов, не нашедшие себе достойной работы, пополняют ряды политических радикалов. Именно это, по мнению Бисмарка, в 1870-80-е годы наблюдалось в большом объеме в Российской империи, в несколько меньшем - в Германии.

О тех задачах, которые "железный канцлер" ставил перед немецкими школами, рассказывает его докладная записка Вильгельму II от 1 мая 1889 года.

"Уже на протяжении длительного времени меня занимает мысль о том, чтобы на всех уровнях школьного образования противодействовать распространению социалистических и коммунистических идей. Школа должна закладывать у учеников основу здорового восприятия государственного и общественного строя, делая это в первую очередь через распространение богобоязненности и любви к Отечеству. Полагаю, что в эпоху, когда социал-демократическая ложь распространяется с растущей энергией, школа должна предпринять больше усилий для разъяснения того, что является истинным, действительным и возможным в этом мире. Она должна стремиться сформировать у молодежи убежденность в том, что социал-демократическое учение не только противоречит божественным заповедям и христианским обычаям, но и утопично по своей сути и вредно как для всех вместе, так и для каждого в отдельности.

Для этого ей необходимо в большем, чем раньше, объеме преподавать новую и новейшую историю, демонстрируя, что только государственная власть способна защитить человека, его семью, свободу и права. Необходимо объяснить молодежи, что прусские короли неизменно старались по мере возможности улучшать условия жизни рабочих - начиная с реформ Фридриха Великого и отмены крепостного права по сегодняшний день. Кроме того, с помощью статистики учителя должны демонстрировать, насколько серьезно улучшились в этом столетии условия жизни и благосостояние трудящихся под покровительством монархии.

Чтобы достичь этой цели (...) хочу особо порекомендовать привести в исполнение следующие соображения:

1. Чтобы сделать уроки религии более эффективными в вышеозначенном направлении, необходимо в большей степени выдвинуть на первый план этическую сторону вероучения, ограничив фактологию только самым необходимым.

2. В рамках уроков отечественной истории нужно уделять особое внимание истории нашего экономического и социального законодательства и развития с начала текущего столетия до современных реформ. Это позволит продемонстрировать, что прусские монархи всегда придавали большое значение защите интересов своих работающих подданных, улучшению их материального и морального положения, и что в будущем рабочие могут ожидать справедливости и стабильности своего заработка только от короля, стоящего во главе упорядоченного государственного аппарата. (...) Молодежи необходимо наглядно показать, что упорядоченная государственная система под руководством монарха является необходимой предпосылкой процветания каждого, защиты его прав и имущества, в том время как социал-демократическое учение нереализуемо на практике и даже в случае его воплощения в жизнь подвергло бы каждого, в том числе в его частной жизни, невыносимому принуждению. (...)

3. Само собой, что поставленные перед школой задачи следует адаптировать к каждой конкретной ступени образования. Детям в народных школах нужно разъяснять самые простые основы, в то время как в учебных заведениях более высокого уровня те же тезисы следует представлять в расширенном и углубленном виде. В особенности необходимо обеспечить способность учителей взяться за поставленную задачу и умело выполнить ее. Для этого необходимо соответствующим образом адаптировать программу педагогических учебных заведений".

Bismarck O.v. Gesammelte Werke. Abteilung III. Schriften. Bd. 8. Paderborn, 2014. S. 453-454.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Метод срача (замечу, что словарь синонимов русского языка определяет таким образом “обмен мнениями”), который опосля шоу “Навальный & Золотов” взяла на вооружение добрая машина ...
  Этот случай произошел в далеком 1995 году. Я тогда учился в Суворовском училище и прямо посреди учебного дня меня сняли с занятий и приказали явиться в начальнику училища. В генеральском кабинете сидела женщина. Выглядела она очень подавлено, по щекам текли слезы и она то и дело ...
Вчера вечером сразу несколько источников сообщили, что Рамзан Кадыров заболел коронавирусом. Всё началось как обычное ОРВИ, но состояние стало ухудшаться, и главу Чечни доставили самолётом в Москву. «Рамзана Кадырова доставили на самолете в Москву с подозрением на коронавирус. ...
https://www.facebook.com/spandaryan/posts/1003633596324125 Какие же они все недалекие, наши косящие под модных интеллектуалов нац-демы, все эти создатели популярных сайтов с продвинутыми картинками и вечно плачущие о судьбе русского народа-горемыки. Какие жалкие и никчемные умы в сра ...
...