Бисмарк и "кухаркины дети"

топ 100 блогов navlasov16.01.2020 Продолжаем разговор об отношении Бисмарка к системе образования. Сегодня - документ, который интересен не в последнюю очередь тем, что он был подготовлен 16 марта 1890 года. В самый разгар кризиса вокруг отставки Бисмарка, за два дня до того, как "железный канцлер" официально попросил освободить его от занимаемой должности. Уже одно это обстоятельство дает основание предположить, что Бисмарк считал рассматриваемый сюжет весьма значимым. Адресован документ был, разумеется, императору Вильгельму II.

"Главной проблемой наших высших школ [имеются в виду гимназии и университеты - Н.В.] является их избыток и искусственно создаваемые нашими учреждениями стимулы к их посещению. В результате у нас намного больше образованных молодых людей, чем необходимо и чем мы можем соответствующим образом материально обеспечить. Наши высшие школы посещают слишком много юношей, которым ни способности, ни происхождение родителей не дают оснований претендовать на интеллектуальную профессию. Следствием является переполненность учебных заведений и воспитание ученого пролетариата, опасного для государства. К указанному слою примыкает другой - "полуобразованные". Его появление объясняется тем, что мы предъявляем к качеству обучения в наших народных школах слишком высокие требования. В результате дети не хотят заниматься тем, что делали их родители, и ставят себе цели, которые они не могут достичь, из-за чего у них возникает недовольство. С каждым годом увеличивается число людей, которые ввиду полученного образования претендуют на уровень жизни, который они не могут себе обеспечить. Так у нас возникают те же условия, которые стали в России почвой для нигилизма.

Чтобы предотвратить подобного рода развитие, предлагаю в первую очередь ограничить число высших школ и возможность обучения в них, насколько это возможно в рамках закона. В любом случае, следует запретить увеличение их числа. Стипендии в университетах и гимназиях нужно выдавать меньшему числу студентов и школьников, зато в повышенном размере. Следует запретить списание платы за обучение на всех факультетах, кроме теологического, чтобы это благое начинание не привлекало легкомысленных студентов, которые затем станут недовольными гражданами. Я также рекомендовал бы повысить плату за обучение в гимназиях и университетах и позволю себе в этом отношении сослаться на пример Англии, где учеба в высших школах, таких, как Итон и Хэрроу, а также университетов, обходится в значительные суммы. Я считаю это важным преимуществом, поскольку посещение высших школ становится невозможным для людей, уровень образования которых превышает уровень их жизни и становится источником недовольства. Рука об руку с ограничением числа высших школ, ориентированных на воспитание интеллектуалов, должно идти создание ремесленных и профессиональных училищ, а также устранение предрассудка, будто бы карьера в ремесле, промышленности или торговле менее почетна.

Однако посещение высших школ слишком большим количеством молодых людей является не единственным недостатком нашей системы образования.

Сам вид и стиль обучения в этих школах нуждается в реформах. Во всех наших школах - от гимназии до сельской народной школы - существует нездоровое преобладание материала, который требуется запоминать. Результатом становится перегруз памяти ввиду механического накопления знаний. При этом слишком мало внимания уделяется воспитанию характера и духа для самостоятельного мышления. Эти недостатки наряду с нехваткой физических упражнений были бы еще более заметны, если бы военная служба не исправляла многие проблемы, вызванные как школой, так и домашним воспитанием и перегрузкой учеников.

Стремление ставить акцент больше на знания, чем на навыки, уже сейчас обнаруживает свои недостатки в народной школе. Здесь существует постоянная тенденция к расширению учебного материала и превышению того объема, который установлен законом. В результате вместо того, чтобы готовить ученика к практической жизни, школа отчуждает его от предстоящих ему задач и от тех условий, в которых живут его родители. Уже сейчас растет число тех, кто выносит из стен школы убеждение, что они слишком хороши для той работы, которую делали их отцы, потому что их уровень образования выше. В особенности умные дети, добившиеся в школе успехов, рискуют стать жертвами стремления выйти за пределы той жизненной сферы, в которой находятся их родители. В случае неудачи они пополняют ряды недовольных. Нынче в сельской местности слишком много тех, кто, получив хорошее образование, не хочет работать сам, а лишь руководить работой других - и слишком мало тех, кто готов работать".

Источник: Bismarck O.v. Gesammelte Werke. Abteilung III. Schriften. Bd. 8. Paderborn, 2014. S. 642-644.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мост, кстати, официально называется Третьяковским , что вполне логично: прямо от него идёт Лаврушинский переулок, в котором находится Третьяковская галерея. Небольшой такой, симпатичный мостик в 1994 году был перекинут через Водоотводный канал от Кадашёвской набережной к Болотной ...
Это значит тетенек за рулем называют обезьяной с гранатой... да ни фига подобного! ...
Когда вижу в конце какого-нибудь блоготекста приписку "А вы как думаете?" или "А у вас как?" - тут же улепетываю прочь. Уж лучше "Доколе?" - тут хотя бы не маячит разводка на комменты. Но вчера столкнулся с мелкой, мелочной, дурацко-буржуазной моральной дилеммкой и вот теперь и впрямь ...
В Казань я на самом деле не улетел сегодня. Странное у нас вышло там планирование - начали с 2 недель :), закончили тремя днями, правда, в расширенном формате, занятия не только днем, но и вечерами. На данный момент план такой: Утром в пятницу я ...
Вот такого котика надо срочно пристроить в хорошие любящие руки. Котик сидит уже три месяца запертый в комнате с лотком и мисками. Его кормят, но с ним не общаются. Он плохо ест, тоскует и худеет, на животе шкурка повисла. Очень грустный, нелюбимый, никому не нужный кот. Зовут Чибас. ...