"Эпоха статики" и "эпоха динамики"
navlasov — 18.01.2020 Когда я опубликовал мысли Бисмарка по поводу современной ему системы образования, многие комментаторы удивились: как мог такой умный человек писать такие глупости? На это можно ответить, что "железный канцлер" был консерватором до мозга костей, представителем дворянства, стремившимся сохранить ту социальную систему, в рамках которой это привилегированное сословие чувствовало себя наиболее комфортно... Все это правда, но нужно учесть и еще одно важное обстоятельство.Дело в том, что жизнь и деятельность Бисмарка пришлась на "стык" двух эпох европейской (а пожалуй, что и мировой) истории, которые можно условно назвать "временем статики" и "временем динамики". "Стык" этот, конечно, весьма условный: переход осуществлялся плавно, его предпосылки вызревали столетиями, где-то он закончился совсем недавно. Однако именно в XIX веке - благодаря в первую очередь промышленной революции - одна эпоха сменила другую для миллионов обычных людей, соответствующим образом отразившись на их мышлении и восприятии мира.
На протяжении большей части своей истории люди жили в "статичном" мире, который менялся очень медленно. Даже те, кому повезло дожить до глубокой старости, умирали в тех же условиях, в которых рождались. Конечно, чередовались на троне монархи, войны опустошали целые регионы, процветающие государства рушились под натиском кочевников... и именно в этом плане изменения могли происходить очень быстро. Но технологии, социальные структуры, представления об окружающем мире - все то, что Фернан Бродель называл явлениями "длительного времени" - менялось незначительно или не менялось вообще. Веками по морям плавали одни и те же корабли; воины сражались одним и тем же оружием; европейский крестьянин повиновался дворянину-землевладельцу и слушал проповеди священника; орудия труда переходили от отца к сыну, от деда к внуку. Резкие изменения в этих сферах, конечно, тоже случались, но крайне редко и воспринимались не как норма, а как исключение из всех мыслимых правил.
Мы живем в совершенно ином, "динамичном" мире. Мире, где все меняется, где постоянно, каждый день появляется что-то новое, и мы должны адаптироваться к нему. Только в качестве шутки мы можем представить себе ситуацию, когда дед перед смертью вручает внуку свой любимый мобильник и завещает беречь его и передать своим детям и внукам. То, что еще десять лет назад было новинкой, сегодня уже безнадежно устарело.
Конечно, для многих из нас эти изменения (по крайней мере, некоторые из них) не слишком комфортны. Наш мозг тоже ценит стабильность и предсказуемость - следствие многих тысячелетий жизни в "статичном" мире. Но мы уже принимаем изменения как данность, для нас нормально, что мир вокруг постоянно меняется. Мы считаем прогресс объективной реальностью, которая существует вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.
И поэтому мы смеемся над наивными луддитами, уничтожавшими машины, чтобы они не отнимали работу у людей. Вот дураки, пытались остановить прогресс! И в то же время переживаем по поводу того, что новые технологии грозят уничтожить в ближайшие десятилетия миллионы рабочих мест. Человек "эпохи статики" просто посмеялся бы над нами: вот дураки! Придумали технологию, которая может принести беду? Так запретите, уничтожьте ее, и дело с концом!
В "статичном" мире главной ценностью является стабильность и упорядоченность. В "динамичном" - прогресс, развитие. Поэтому, например, сегодня практически все вне зависимости от политических взглядов убеждены, что по умолчанию экономический рост - это хорошо, а его отсутствие - это плохо (мысль совершенно неочевидная, поскольку оставляет за скобками вопрос о цене и смысле этого роста). Две эпохи - это два совершенно разных мировоззрения. И поэтому особенно сложно приходилось людям, которые, появившись на свет и возмужав в "статичную" эпоху, усвоив ее мировоззрение, плавно и постепенно оказались в "динамичной" со своими правилами и законами.
Не случайно сам Бисмарк, наблюдая в последние годы своей жизни огромный, бурлящий порт Гамбурга, произнес: "Да, это другой мир, новый мир..."
|
</> |