К прошедшему Дню Космонавтики

топ 100 блогов anlazz13.04.2018 И одновременно в продолжение прошлой темы, в которой было показано, как отказ от идеи примата прогресса оказался критичным для состояния страны.

Итак, советская концепция общественного развития основывалась на очевидном примате научно-технического прогресса, обеспечивающего при это рост производительности труда и, как следствие, улучшение уровня жизни. Подобная идея оказывалась настолько сильно связанной с самыми глубинными слоями советского общества, что до определенного времени мало кто вообще задумывался: а почему это так? В смысле – почему необходимо переходить к наиболее передовым методам производства, развивать науку и способствовать росту квалификации работников. Это казалось самоочевидным: разве непонятно, почему новый станок, на котором можно изготавливать в два раза больше деталей, лучше старого. Или почему слесарь пятого разряда лучше, нежели слесарь третьего, почему наличие инженеров – это хорошо, а люди с начальным образованием – плохо.

Однако, как уже было сказано, эта самая очевидность оказывалась весьма и весьма условной. Ведь, как уже было сказано, над советским человеком и над советским обществом в целом не висел железный меч конкуренции, готовый нещадно «выкашивать» всех, кто не готов соответствовать высокому уровню технического прогресса. И продукция заводов, производимая на станках тридцатилетней давности так же успешно продавалась, как и продукция, производимая на самом современном оборудовании. Так зачем же в подобном случае требовать повышения уровня производительности? Кстати, чтобы лучше понимать указанное, стоит сказать, что подобные вопросы задавались практически с самого первого дня существования СССР. Уже объявленная Лениным массовая электрификация страны огромному числу людей казалась излишней: ведь у традиционного крестьянского хозяйства практически нет потребности в электричестве. А промышленность раннего СССР была крайне слаба.

Да и особо развивать ее не было особых резонов – поскольку казался неопределенным рынок сбыта. Ведь мало изготовить тот же трактор – так ведь его надо еще и продать! А кто выступит покупателем: крестьянин-середняк, которому прибавочный продукт на этот трактор надо копить лет пятьдесят? Или кулак, «экономика» которого основывалась почти исключительно на обдирании окружающих? (Да и у него, если честно, дохода хватить лишь на десятую часть указанной машины.) Ну, а если подобных крестьян, живущих натуральным хозяйством, в стране 80%? В общем, непонятно... Кстати, это относится не только к тракторам, но и, например, к такой вещи, как образование. Зачем крестьянину грамота, если свое хозяйство он и так обработает, а устроится на тот же завод ему невозможно –поскольку заводов-то нет. В общем, не является ли объявленная советской властью программа модернизации бессмысленным и опасным прожектом «кремлевских мечтателей» - в то время, как реальные потребности населения совершенно иные?

* * *

Идеи, подобные указанным, высказывали, кстати, не только противники советской власти и разного рода «сомневающиеся» - но и некоторые из коммунистов. (Которых впоследствии отнесли к т.н. «правой оппозиции».) Конечно, прямо опровергать показанный Лениным путь они не решались – но сомневаться в необходимости быстрой индустриализации, разумеется, им никто запретить не мог. Причем, аргументы этого самого «крыла» до определенного времени казались довольно здравыми – поэтому до определенного времени даже высшее руководство после Ленина СССР действовало с учетом их мнения. В результате чего форсированная индустриализация началась только в 1928 году – да и тогда была сомнения в том, что она необходима. Тем не менее, очень скоро реальность показала, что выбранный курс оказался не просто удачным – а жизненно важным, что он обеспечил не просто развитие – а само выживание СССР. Причем, не только в связи с тем общеизвестным фактом, что во Вторую Мировую войну Германии пришлось столкнуться не с прежней отсталой Россией, а с государством, обладающим передовыми технологиями. Нет, блага форсированной индустриализации начали проявляться еще ранее, когда во время начавшейся Великой Депрессии стало ясно, насколько опасно иметь «неавтономную» экономику. (То есть, доиндустриальный ее тип – основанный на экспорте продовольствия и закупке промышленных товаров, банально бы привел к катастрофе.)

В общем, уже к середине второго десятилетия существования СССР оказалось, что кажущаяся прожектерской и мало связанной с реальностью ленинская модель форсированного развития оказалась исключительно верной. А выглядевшее нелепым в начале 1920 годов стремление опираться на самые последние достижения техники и науки – выразившееся в открытии новых научных институтов и конструкторских бюро – гораздо более рациональным, нежели выглядевшие так прагматично концепции «правых уклонистов». (С их признанием «мотором» развития частной инициативы – пускай и ограниченной пролетарским государством.) В результате чего в течение нескольких десятилетий после и народ, и руководители, в целом, не подвергали сомнению верность указанного пути.

Тем не менее, отсутствие явных, очевидных, «процедурных» доказательств необходимости постоянной модернизации, все-таки, оказалось критичным. Первые проблемы появились где-то после Второй Мировой войны – когда стало понятно, что достижения науки и техники может использоваться не только в благих целях. (Собственно, сомнения в этом возникли еще после Первой Мировой – однако лишь Вторая полностью подтвердила указанный факт.) Именно тогда стало понятным, что сам по себе «прогресс» - это довольно размытое понятие, которое может быть как благим, так и отрицательным. Правда, при этом все еще оставалось представление о том, что развитие производства есть благо, что совершенствование методов преобразования Вселенной… Впрочем, нет – о Вселенной в указанное время еще не задумывались, и столь глубоко в тайны Мироздания не забирались. Думали проще – о том, что надо улучшать жизнь, делать ее более сытой и безопасной – и считали, что это достаточно.

Правда, где лежит грань между той же безопасностью – и тем, что было совсем недавно (во время Второй Мировой войны) – мало кто понимал. Поскольку ту же «атомную гонку», развязанную Соединенными Штатами, так же пытались объяснять «безопасностью». Дескать, «мы» (то есть, хозяева Западного мира) изо всех сил пытаемся сдержать безбожный большевизм – и ради этого готовим план за планом атомного выжигания «Советов». Причем, все это – ради блага человечества, точнее – свободного мира. (А поскольку свобода лучше несвободы наличием свободы, то значит – вообще, всех людей.)

* * *

Разумеется, для СССР в указанном плане положение было более «выгодным» - в том смысле, что тут не приходилось придумывать подобных извращений, поскольку угроза безопасности в виде упомянутых планов была явной и очевидной. Тем более, после завершившейся войны – которая показала, на что способно современное вооружение. Тем не менее, это было всего лишь «отодвигание» вглубь вопроса о необходимости научно-технического развития – который рано или поздно, но должен был встать в стране. И, как уже говорилось, когда это случилось – то есть, где-то во второй половине 1960 годов – то дать однозначный ответ на него оказалось невозможным. Причем, для СССР указанная проблема оказалась на порядок более важной – поскольку на Западе, как уже не раз говорилось, главным стимулирующим фактором выступала конкуренция. То есть – явление бездумное, «автоматическое», не требующее понимания – за что, впрочем, так же приходится платить. (Причем, именно сейчас, и очень и очень дорого.) Однако «конкретную актуальность» она снимала.

Для СССР же жизненной необходимостью было именно осознание необходимости развития, представление о том, почему же, собственно, необходимо рвать жилы ради создания новых технологий, новых станков, кораблей, вычислительных машин, самолетов и т.д. Поскольку иначе чем дальше уходило время Ленина, индустриализации, Великой Отечественной войны и послевоенного периода войны Холодной – то есть, время очевидных доказательств необходимости развития – тем менее очевидным становилось последнее. В итоге, как говорилось выше, уже в конце 1960 возникли сомнения в данной необходимости, в 1970 годы они оформились уже в определенное представление – которое, хотя и не будучи выраженным официально, начало оказывать серьезное действие на все общество. («Культурным» выражением данного процесса стало появления пресловутых «деревенщиков» в литературе и вообще, любовь к разного рода «ретро» в данное десятилетие.) Ну, а во второй половине 1980 годов было заявлено прямо: вся советская эпоха есть время бессмысленных действий.

То есть – никакой пользы «советский прогресс» не принес, и лучше всего было бы, если бы его вообще не было бы. Разумеется, в том, как это «не было», были небольшие разногласия – одни считали, что лучше всего для России являлось бы продолжение существования архаичного дореволюционного общества. (Кстати, именно архаичного – всего того, что уже для людей конца XIX века было архаикой, что тогда уже рассматривалось всеми образованными людьми в лучшем случае, как временное и должное вскоре замениться на что-то более совершенное.) Ну, а другие – что оптимальным было бы войти в «семью европейских народов», причем, не важно как. (Хоть тушкой, хоть чучелком – то есть, даже полуколониальное или колониальное положение их устраивало.) Важно было одно – отказ от «советского пути» и от всего, что было сделано в СССР.

* * *

Такова была страшная цена отказа от желания понимать, что же представлял собой «советский прогресс» и «советское развитие» - и какие были ее реальные результаты. Тут можно было бы и закончить тему – если бы не один важный момент. А именно, то, что указанное положение могло бы рассматриваться, как совсем ужасное, приводящее к полной гибели всего, что было создано – однако в реальности дело пошло немного не так. Разумеется, отказ – причем, агрессивный – от созидания и провозглашение ценностей утилизации действительно был. Однако он оказался – не знаю, как это лучше сказать – не окончательным. Как будто бы страна решила радостно шагнуть в пропасть небытия – однако, все-таки, остановилась на самом ее краю. И связано это было, во многом, как раз с тем событием, которое стоит в заголовке – с освоением Космоса, с советской Космонавтикой. А точнее – с тем, что стояло за ней. И что, как бы не странно это звучало, в очередной раз позволило если не окончательно спастись – последнее пока еще не очевидно – то, по крайней мере, придать очередной толчок истории для того, чтобы она могла выбраться из своего пресловутого «конца». То есть – пресловутой железной крышки олигархии, гипотетического глобализма, который на самом деле есть не что иное, как действительный конец разумного вида на нашей Планете.

Но обо всем этом, разумеется, надо говорить отдельно…


К прошедшему Дню Космонавтики

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если он - просто козел! ...
Вопрос наверно к женской аудитории. Почему изменяет женщина 41, имея очень хорошего мужа 39 (очень ого -го), детей, все прибамбасы, почти 20-летний крепкий брак, много хорошего секса с мужем, реально много, разнообразно и всегда, деньги (выше среднего), внешность, отличную фигуру, т. д. ...
Был вчера на Витебском вокзале. Произошло немало изменений после чмф-овской летней реновации. Кроме того, зал 1-го класса приспособили под общественное пространство и сейчас там проходит выставка мод эпохи русского модерна. Там же открыли нишу, где был ресторан царского времени - хотя ...
Годная реклама пива, ориентированная на женщин. Девушки говорят, что для них снять лифчик вечером - большой кайф. Поэтому, этот ролик бьет им в самое сердце, и выглядит необычно. Смотрите сами. ...
После выставки картин Вермеера, посмотрела фильм 2003 года «Девушка с жемчужной серёжкой / Girl with a Pearl Earring» по одноимённому роману Трейси Шевалье с Колин Фёрт, Скарлет Йоханссон и Киллианом Мерфи. Действие фильма происходит в Нидерландах в XVII веке. Шестнадцатилетняя Грит ...