Фритцморген и Макаренко

топ 100 блогов anlazz04.04.2018 Сделаю временно паузу в отношении к «большой политике», и перейду на другую интересную тему – на образование. А именно – отмечу, что столь «любимый» многими Фритцморген неожиданно открыл для себя своего однофамильца – Антона Семеновича Макаренко. Точнее сказать, скорее всего, он и ранее знал о его существовании, однако до указанного момента не испытывал потребности в использовании этого знания. А тут вдруг – понял, что известный педагог может помочь в борьбе с одним из самых больших с точки зрения топ-блогера зол – с «советской школой». Которая до сих пор не дает Олегу Александровичу – то есть, Фрицу Моисеевичу – покоя.

Именно поэтому он написал свой пост, который назвал соответственно: «Антисоветские принципы Антона Семёновича Макаренко». В котором попытался доказать, насколько применяемые Антоном Семеновичем принципы были противоположны тем принципам, на которых строилась школа в СССР. Впрочем, единственно, что он показал этим – так это то, что (несмотря на сходство фамилий) творчество великого советского педагога Макарено-Фритцморгену знакомо не более, нежели творчество Пушкина незабвенному Никанору Босому из булгаковского «Мастера и Маргариты». Тот так же поминал известного поэта по всякому случаю – в стиле: а за квартиру Пушкин платить будет? – однако, разумеется, никакой поэзии Александра Сергеевича не читал. То же самое можно сказать и о Фритцморгене, который, судя по всему, даже не удосужился перечитать «Педагогическую поэму» и другие произведения Антона Семеновича.

Поскольку если бы он это сделал – и имел представление о том, что это сделали другие – то не стал бы с потрясающим рвением доказывать, насколько коммуна Макаренко отличалась от «стандартной» советской школы. Поскольку сам Антон Семенович сделал это гораздо раньше. Да и вообще, читая произведения великого педагога, трудно не поймать себя на мысли, что главная беда, стоящая перед его коммуной, состояла в наличии педагогического сообщества. Не бедность и разруха – связанная с только что закончившейся Гражданской войной, не беспризорность, вызванная этой войной, и даже не преступность, благодаря которой многие обитатели коммуны имели в «анамнезе» откровенную уголовщину. И уж конечно, не проблемы с Советской властью – включая ее репрессивный аппарат, т.е. пресловутую ЧК-ОГПУ-НКВД, работники которых, напротив, всегда помогали Макаренко. (Для них ликвидация детской преступности была однозначным благом.) А вот пресловутое «педсообщество» практически с самого начала воспринимало деятельность новатора в штыки.

В результате чего самой серьезной проблемой у Антона Семеновича выступали взаимоотношения с Наркомпросом. А точнее – с разнообразными проверяющими оттуда, которые с самого начала работы педагога и до самого его конца предписывали ему самые невероятные «грехи». (Начиная с того, что он бьет своих воспитанников – и заканчивая обвинениями в том, что он пытается на них прославиться.) И лишь указанные хорошие отношения с остальными представителями Советской власти помогали педагогу «продержаться» в качестве руководителя своих коммун до 1935 года – когда его, все-таки, «доломали». (Даже несмотря на то, что коммуны находились в ведении НКВД, а не Наркомпроса.) Причем, поскольку все свои пертурбации Макаренко прямо и открыто описывал в своих произведениях, то считать, будто данный педагог являлся «представителем советского официоза» может только человек, который с его творчеством был просто не знаком. И, как Фритцморген, воспринимает его только по портретам и лозунгам.

* * *

Кстати, пресловутая «обвешанность советской школы портретами Макаренко», о которой утверждает Фритцморген – так же выглядит довольно странной. Поскольку никакого особого культа данного педагога никогда не существовало. Ну да, про то, что был такой человек знали многие – причем, опять-таки, в большинстве своем, в основном из-за созданных произведений: «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» входили в «читательский минимум» для советского человека. Однако особого упора на эти описанные в книгах – еще раз, в общеизвестных книгах – принципы в педагогике никогда не делалось. Так что считать, будто «методы Макаренко» постулировались, как основа советского образования, было бы глупо. Другое дело, что его имя использовалось, как символ достижений СССР – поскольку, опять-таки, благодаря указанным книгам педагог оказался довольно популярным во всем мире – но это, разумеется, иное.

В общем, можно сказать, что указанного посыл топ-блогера – о том, что в СССР якобы считали Макаренко основоположником существующей системы образования – ошибочен. Но так же ошибочны и остальные его выводы – в смысле, о том, что главные идеи Макаренко в советской школе были вывернуты наизнанку. И, прежде всего потому, что никто их никогда не «вывертывал», так как никто и не «ввертывал» - поскольку, как уже было сказано, коммуны Макаренко и советская средняя школа с самого начала существовали параллельно. Разумеется, были отдельные педагоги-новаторы, которые пытались ввести «макаренковские методы» в свою деятельность – однако в массовое явление это так и не вылилось. И, по своей сути, советская школа так и продолжала оставаться школой «классической». Той самой, которая происходила от дореволюционной гимназии, и в этом плане лежала в той же «идейной плоскости», что и европейская массовая школа.

Причем, что самое главное – стоит понимать, что подобная система, в целом, была довольно неплоха. По крайней мере, намного лучше того, что существует сейчас и у нас, и во всем мире. Мы вообще живем в системе, построенной людьми, воспитанными в рамках «классической школы». То есть, все сложные системы – начиная от транспортной и энергетической инфраструктуры и заканчивая здравоохранением и самим образованием. (Тут рекурсия – но ничего не поделаешь: даже сегодняшняя, во многом, отличная от «классической», школа держится на людях, получивших образование в последней.) Разумеется, это не значит, что «классика» не имеет проблем, что она идеальна – разумеется, нет. О неспособности указанного типа образования решать много стоящих перед ним задач известно еще со времен Макаренко. (Да и сам Макаренко – как уже говорилось – оказался в жестком противостоянием с основной массой педагогов, и, что еще более важно, методистов именно потому, что он выстраивал свою систему на иных принципах.) Однако большая часть попыток отойти от нее – то есть, все то, что сейчас принято именовать «школьными» или «педагогическими» реформами – неминуемо ведут к одному и тому же.

К тому, что образование с каждым годом начинает все хуже и хуже исполнять свою главную функцию, а именно – готовит людей к «взаимоотношению» с текущей реальностью. Собственно, по этому параметры человек современный находится далеко позади своих недавних предков – ну, а те, кто сейчас обучается в школах, судя по всему, будут оказываться еще дальше. Правда, это не значит, что ситуация полностью катастрофична – на самом деле, жизнь, конечно, заставит учиться работать с «этим миром». Однако понятно, что цена подобного обучения будет намного выше, нежели в ситуации, когда выпускник из школы-вуза выходил хоть с какой-то подготовленностью к данной задаче. И кстати, наличие пресловутых компьютеров – работой с которыми сейчас так принято гордиться – тут не сильно помогает: по скорости разработок действительно новых технологий «наше время» находится далеко не на первом месте. (Скажем, то же ТУ-104 создали за… 2 года. В 1954 было начато проектирование, а в 1956 самолет встал на регулярный рейс. Подобную скорость внедрения в указанное время имели и иные новации.) Разумеется, это не значит, что компьютеры – это плохо, это лишь указывает на то, насколько упал реальный уровень инновационности общества. (То есть – если бы современные вычислительные машины и прочие доступные технологии существовали бы в 1950 годы, то развитие тогда было бы на несколько порядков более стремительным.)

* * *

Впрочем, указанную причину существующего «кризиса образования» надо разбирать отдельно – поскольку тема эта крайне сложная и неоднозначная. Тут же стоит лишь отметить, что основные ее причины лежат в полном непонимании современными людьми, как работает образовательная система и каковые ее реальные задачи. (В том смысле, что отдельные личности, конечно же, могут все прекрасно понимать – но системно повлиять на ситуацию не могут.) В итоге все попытки «улучшить» классическую школу ведут к одному – к тому, что она все более утрачивает способность решать указанную выше свою главную задачу. А именно – вместо того, чтобы «приближать» обучающихся к пониманию мира, она все более «удаляет» их от него. То есть – вместо «расколдовывания» реальности, превращения ее доступную для изменения сущность, современное образование «заколдовывает» ее, создавая образ чего-то непонятного, с чем можно взаимодействовать только через некоторые «таинственные» заклинания. (Те самые «компетенции», о которых так любят сейчас говорить.)

В результате чего получается человек, неспособный к самостоятельной «разработке» новых методов – то есть, требующий постоянного переобучения. (Что, кстати, объявляется достижением и именуется… гибкостью – хотя на самом деле представляет собой нечто противоположное.) Правда, до определенного времени дает большую эффективность выполнения конкретных операций – хотя и с большими затратами. Однако продолжается подобное может ровно до тех пор, пока не встает вопрос: кто будет обучать обучающих. Поскольку решения на него в данной системе нет –в результате чего вся существующая «образовательная база» превращается в набор неких эзотерических текстов, передающихся из уст в уста (а точнее, из источника к источнику) при полном отсутствии какого-либо смысла. С соответствующими результатами, которые мы уже сейчас может наблюдать.

Впрочем, опять же, говорить о том, что же твориться в современном мире, можно крайне долго. Тут же, возвращаясь к указанной теме, можно только еще раз повторить то, что практически все «образовательные реформы» современности с потрясающей неизбежностью приводят к созданию систем, худших по эффективности, нежели «классическая», она же советская, школа. В отличие от описанной педагогической системы Макаренко, которая была по умолчанию лучше. То есть, тенденция развития школы «антисоветской» - то есть, той самой, за которую и ратует Фритцморген и иные фанаты современности – является «обратной» по отношению «макаренковской педагогике». Поскольку все эти «игрофикации», «дистанционное обучение», «отказ от классно-урочной системы» и т.д. – короче, все современные инновации (вплоть до такой, казалось бы, локальной мелочи, как опора на «мультимедийный контент» вместо реальных опытов) – в общем, все современные «достижения» на самом деле ведут не к Макаренко, а от него.

Поэтому называть его систему «антисоветской» - то есть, пытаться совместить с тем, что происходит в образовании сейчас – является фундаментальной ошибкой. Поскольку, на самом деле, макаренковская педагогика не антисоветская, а «ультрасоветская» - то есть, она соответствует «внутренней сути» СССР гораздо больше, нежели распространенная тогда «классическая школа». И, в реальности, единственным недостатком ее является лишь то, что данная система требует от своих участников (педагогов) намного больший отказ от привычных (классовых) представлений, нежели то, что в реальности существовало в стране. (Разумеется, за счет намного более высокой эффективности.) Однако обо всем этом надо говорить отдельно.

Тут же, завершая разговор, можно отметить лишь то, что говорить о недостатках советской («классической») школы, имея перед собой «школу антисоветскую» - то есть, то, что и делает Фритцморген – в любом случае, крайне глупо. (Поскольку даже «вернуться назад», во столь ненавистную топ-блогеру советскую школу, где «не уважали детей» и «не давали им свободы предпринимательства», сейчас было бы огромным благом.)

Фритцморген и Макаренко

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
​Действие первое. ( Лаборатория XVIII века. За столом уставленным колбами сидит Михаил Ломоносов). Ломоносов. (порывисто встает) Нету газа теплорода! (начинает возбужденно прохаживаться по лаборатории) Ломоносов. Теплорода нет! Нет никакого невидимого глазу флюида, которы ...
Это вовсе не стихи. И не буквы, и не строчки. Это просто из меня вдруг посыпался песок. Продолбило сердце брешь в деревянной оболочке, Загудели небеса, как гигантский пылесос. Это вовсе не стихи. Это щепки, это щебень Пух да перья, пепел, прах и бумажная зола. Заискрившаяся пыль, ...
Снова горят торфяники вокруг города. Сегодня с утра город окутан дождевой дымкой, смогом и до сих пор в воздухе висит запах гари. И так каждый год происходит.. #городскаясреда Всем мира и добра! И в ленту вам стих Георгия Граубина Хочется надеяться, Что записан ты В эту школу ...
Сегодня стартует референдум в Республиках и на освобожденных территориях. Решение, если оно будет утверждено Москвой, масштаба исторического. Оно ставит Россию, УГИЛ и Европу перед развилкой определяющей многое. Что проголосуют за это ясно. Что Москва признает решение это 80% из ста. А ...
Военные мятежи в России исторически можно разделить на две группы. 1) Идеологически нацеленные на «закручивание гаек» и «укрепление власти». Примеры – ГКЧП в 1991 году, мятеж Корнилова в 1917 году. 2) Идеологически нацеленные на «свободу», «раскручивание гаек» и распад власти. Примеры – ...