Фритцморген и автоматизация
anlazz — 26.03.2018 Фритцморген в очередной раз «топит» за автоматизацию – и так же в очередной раз удивляется действительности. В том смысле, что не понимает, почему же в нашей стране так тяжело пресловутым «стартаперам». То есть – начинающим бизнесменам, которые не могут пробиться на рынок несмотря на то, что формально на последнем существуют для них очевидные ниши. (Причем, не только в указанной области.) Вот как пишет про подобный случай сам Макаренко:«…Есть завод, построенный ещё при царе, и советское неубиваемое оборудование. Основная масса операций осуществляется путём ручного закрытия/полуоткрытия/открытия задвижек на основании цвета продукции, её присутствия/отсутствия в данной точке завода, скорости норий и так далее…К чему тут нейросеть – сказать сложно. Особенно в совокупности с «копеечным моторчиком» - у которого в редукторе пластмассовые шестеренки с соответствующей надежностью. Ну да ладно – придираться к техническим деталям в данном случае просто смешно, поскольку реальные проблемы лежат вовсе не в технической плоскости. А в совершенно иных, гораздо более фундаментальных областях.
Казалось бы, автоматизировать такой завод – задача для смышлёного школьника. Берём копеечный оптический датчик для определения цвета продукции, копеечный моторчик на задвижку, подсоединяем к ардуино, опционально добавляем нейросеть. Немного поковыряться с настройками, и завод сам себя будет замечательно регулировать, отчитываясь через вайфай обо всех действиях на центральный пульт. Ещё раз, исходники стоят копейки.»
Благодаря которым в указанной ситуации возможно предположить три варианта ее развития. Один –тот самый, который, в целом, применяется сейчас. (Т.е., «нормальный».) А именно – заключается договор с фирмой-автоматизатором, той самой, с конскими ценниками – но зато с гарантированным саппортом. В результате чего на указанную заслонку устанавливается сертифицированное оборудование с соответствующей ему высокой стоимостью. (А до этого – выполняется проект и вообще, реализуются довольно затратные мероприятия. ) Ну, или ничего не заключается, и не устанавливается, поскольку у предприятия нет лишних денег – и оно продолжает функционировать, как при «царе горохе». В том смысле, что сидит там работник за минимальную зарплату и поворачивает заслонку – ну, а показатели производительности труда к огорчению фритцморгенов оказываются ниже, нежели на Западе.
Второй вариант – это, разумеется, тот, о котором пишет Фритц. В том смысле, что берется массовый контроллер, берется «копеечный датчик» - и за «разумную сумму» данная проблема довольно легко и дешево решается. Все довольны, экономика растет, «тупое быдло» (могущее только заслонку двигать), выбрасывается на мороз – а умненький мальчик-исполнитель получает солидную (для себя) прибыль, и может дальше разворачивать свой стартап. Вот только через месяц – а может быть, и через день – все накрывается медным тазом из-за того, что указанный «копеечный датчик» с Алиэкспресса перестает работать. И наш мальчик-стартапер снова лезет бесплатно менять данную конструкцию – под дикую ругань директора, которому никто не компенсирует простой оборудования. И так каждый раз, когда некачественное китайское изделие перестает работать. (До тех пор, пока директору это не надоест – и он не плюнет на стартапера и не обратится к нормальным исполнителям с их ценами.)
Но что же мешает нашему «стартаперу» сразу взять нормальное оборудование? Оно-то должно существовать. Да, разумеется – но тогда стоит все это будет практически столько, сколько у «фирмы-автоматизатора». (А точнее, дороже –поскольку фирма берет оптом и имеет долговременные контакты с производителем.) Ну, и самое главное: в подобном случае – то есть, если указанный директор действительно решится на подобную глупость – у нашего «мальчика» всегда будут конкуренты, которые закупятся как раз с Алиэкспресса. Ведь в случае несертифицированного поставщика для конечного потребителя нет никакой возможности убедится: желает или он честно выполнить свою работу или возьмет деньги и исчезнет при первой возможности. Это в СССР можно было надеяться на честность – то есть, нанимая «левую бригаду» построить коровник, можно было надеяться, что они действительно построят коровник, а не говно из веток и грязи. Сейчас же подобная тактика – исключение. (Сколько народу погорело на указанном – не сосчитать.)
Поэтому тут вероятнее всего реализуется именно указанный, он же третий вариант. То есть – какие-то «левые» исполнители реализуют свои «левые» проекты, после чего исчезают в неизвестном направлении. (Заставляя нашего директора проклинать тот день, когда он решил послушаться Фритцморгена.) В результате чего и завод окажется без заслонки, и упомянутый «честный стартапер» будет лишен возможности честно «заработать свою копеечку». (Ну, и, разумеется, станет понятным, что вернуться к старому варианту с «тупым быдлом» и ручным управлением - это самый разумный и экономный путь. Ну, а то, как Россия выглядит в различных «рейтингах производительности» - это самое последнее, о чем вообще можно думать.)
То есть – можно прекрасно увидеть, что же реально является проблемой в описанной ситуации, почему любая сертификация оказывается столь дорогой и столь же необходимой, а так же – для чего в реальности существуют стартапы. То есть – почему современный мир, при всех его достижениях, если что и делает – так это неотвратимо несется к будущей катастрофе. Наверное, все уже поняли, о чем идет речь. Ну, а если не поняли – то еще раз подскажу: для большинства товаров рыночная конкуренция всегда означает падение качества. По крайней мере, для 99,99% случаев, в которых его невозможно «продемонстрировать» на месте. То есть, на колхозном рынке – там, где можно пробовать на вкус арбузы или помидоры – все обстоит замечательно. Но вот, принимая работу по установки указанной «автоматической заслонки», совершенно невозможно понять, будет ли она работать без проблем в течение многих лет – или накроется на следующий день. (Что даже в условиях наличия поддержки для потребителя есть однозначное зло: пока мастер приедет, пока починит и т.д. – оборудование будет стоять) То же самое, кстати, можно сказать и про все остальное – от колбасы до торгово-развлекательных центров и космических ракет.
В результате выигрывает или откровенный мошенник, который делает ставку на имитацию, собирает деньги и исчезает. Или дорогой «сертифицированный поставщик», имеющий в загашнике длительное время работы с клиентами и доказавший свою добросовестность. (Ну, и имеющий нужное количество бумаг, служащих гарантией от прямого обмана.) Впрочем, чем дальше –тем меньше становится последнего варианта и больше первого, поскольку основные силы в подобном случае так же тратятся на саму сертификацию, а вовсе не на повышение качества. Причем, чем «глобальнее» становится указанная конкуренция, тем сильнее проявляется данная тенденция. Ведь если «арена игры» – весь мир, то обманув в одном месте, всегда можно легко перекочевать в другое. Причем, не только в «территориальном плане», но и в системном - то есть, наделав косяки в одной области всегда можно уйти в другую. (Как пресловутый Маск, для которого именно указанная тактика – менять области работы – и привела к удаче.)
В общем, если вернуться к изначальной теме, то ситуация неутешительная. В том смысле, что избежать серьезных трат, связавшись со «стартапером», гипотетическому директору завода вряд ли удастся. Поскольку приведенная Макаренко стратегия является крайне высокорисковой – гораздо более высокрисковой, нежели то, с чем приходится иметь дело директорам заводов в обычной жизни. А значит, никакого чуда не случится, и массы дешевых роботов не придут в заводские цеха – вне зависимости от того, насколько просто их можно собрать на Алиэкспрессе. (Ну, а дорогие – никому не нужны с текущем уровнем оплаты труда.) Впрочем, из всех современных проблем это – не самая серьезная…
|
</> |